Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Словосочетание (продолжение) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: продолжать изучать словосочетание; совершенствовать умение отличать его от слова и предложения; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять словосочетания; разбираться в структуре словосочетаний; определять способы грамматической связи между словами; отличать словосочетание от грамматической основы; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что такое словосочетание?
— Как зависимое слово связывается с главным?
— Как установить смысловую связь слов в словосочетании?
— Как грамматически выражается связь слов в словосочетании?
2. Упр. 131 — взаимопроверка.
3. Упр. 133 — подготовленный диктант.
4. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Способы выражения грамматической связи в словосочетаниях.
Составьте словосочетания из записанных на доске пар слов.
Орф..графический, прав..ло; белый, хр..з..нтема; фу..больный, команда; ус..ный, реч..; под..ем, гора; стр..лять, руж..е; (в)скоре, почу..ствовать; пов..рнуть, (на)прав..; прыгать, параш..т.
— Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? (Поставить вопросы от главных слов и изменить зависимые слова.)
— Запишите получившиеся словосочетания. (Орфографическое правило; белая хризантема; футбольная команда; устная речь; подъем в гору; стрелять из ружья; вскоре почувствовать; повернуть направо; прыгать с парашютом.)
— Сделайте вывод о способах выражения грамматической связи в словосочетаниях. (Примерный ответ. Грамматическая связь обычно выражается с помощью окончания и предлога. В словосочетаниях с наречиями (неизменяемыми словами) грамматически связь не выражается, слова связаны только по смыслу.)
2. Синтаксическая синонимия.
1) Упр. 134 — комментированное письмо.
2) Упр. 135 — чтение составленных словосочетаний (орфоэпическая работа), самостоятельная работа.
3. Словосочетание и грамматическая основа.
Упр. 137 - самостоятельные наблюдения.
Комментарий
Напомним, что грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородным членам, сочетаниям предлогов с существительными и местоимениями.
IV. Занимательная лингвистика
Составьте словосочетания со словами пас, гол, знать.
Комментарий
Возможно двоякое понимание слов.
Точный пас — пас овец; забить гол — гол как сокол; дворянская знать — знать наизусть.
V. Подведение итогов
— Какова роль словосочетаний? (В словосочетаниях проясняется смысл слова.)
— Какими способами может выражаться грамматическая связь в словосочетаниях?
Домашнее задание
1. § 26.
2. Упр. 136.
3. Упр. 138 - выполнение заданий (устно).
4. Рабочая тетрадь: задание 30 (с. 15).