Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развить понятие о предложении; показать основные признаки предложения; углубить знания о грамматической основе предложения, развивать умения рассуждать и делать выводы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать словосочетание от предложения; определять признаки предложения; научатся строить рассуждение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что называется предложением?
— Чем предложение отличается от словосочетания?
— Каковы признаки предложения?
— Какие члены предложения являются главными?
2. Фонетический разбор слова речью (в это время один ученик выписывает на доску словосочетания, в которых выделенные слова являются главными, второй — словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми).
3. Задание из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
Вы уже знаете о предложении многое, но далеко не все. Готовы узнать больше? Этому помогут учебник и наши умения рассуждать и делать выводы.
Работа по учебнику.
— Прочитайте текст и определите его основную мысль (с. 66). (Примерный ответ. Предложение описывает часть действительности.)
— Письменно составьте предложения на тему “Лес за рекой” по вариантам (см. задание на с. 67: “Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой...”).
— Прочитайте теоретические сведения и правила (с. 67).
— Проведите самостоятельные наблюдения (с. 67) и сделайте вывод.
Вывод. Только основа 3-го предложения состоит из двух главных членов.
Дополнительное задание. Попробуйте сравнить предложения Сумерки и Наступили сумерки.
Рассуждение и вывод. В первом предложении грамматическая основа состоит из одного подлежащего. Смысл этого предложения в том, чтобы обозначить картину, назвать происходящее в природе, зафиксировать факт. Во втором предложении грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого. Смысл этого предложения в том, чтобы сообщить о наступлении сумерек. Значит, грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов.
Вывод подтверждаем чтением теоретических сведений на с. 68.
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 141 — устно; морфемный и морфологический разбор тоже устно.
2. Упр. 142 — чтение, комментированное письмо.
3. Тестовое задание.
Какая пара слов является словосочетанием?
1) перед дорогой;
2) грунтовая дорога;
3) дорога длинна;
4) пути и дороги.
V. Подведение итогов
Назовите признаки предложения.
Домашнее задание
1. § 28.
2. Упр. 143.
3. Упр. 144 — прочитать текст, озаглавить его.
4. Рабочая тетрадь: прочитать материал на с. 27, выполнить задание 49.