Простые и сложные предложения (продолжение) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Простые и сложные предложения (продолжение) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: закрепить умения различать простые и сложные предложения, определять границы предложений в составе сложного, строить предложения по заданным схемам; показать разнообразие союзов в сложном предложении; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; узнают союзы, характерные для сложных предложений; научатся объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Чем различаются простые и сложные предложения?

— Какие сложные предложения называются союзными?

— Какие сложные предложения называются бессоюзными?

— Запятая между простыми предложениями в сложном — знак выделения или разделения?

2. Упр. 233 — выполнение задания (устно).

3. Упр. 235 - взаимопроверка; схемы сложных предложений и пунктуационный разбор выполняем на доске.

4. Задание из рабочей тетради.

III. Работа по теме урока

1. Задание. Устно объясните постановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске (знаки препинания не расставлены).

1) Сказка часто рассказывает о том, как герои добиваются победы добра и справедливости.

2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.

3) Старшие братья спят и во всю мочь храпят.

4) Старшие братья свои стрелы сразу нашли, а Иван-царевич три дня ходил по лесам и горам.

2. Задание. Выпишите из предложений, записанных на доске, только сложные предложения; подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений. (Знаки препинания не расставлены.) Сделайте вывод о союзах в сложных предложениях.

1) Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет)

2) Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)

3) Дом царевна обошла, все порядком убрала. (А. С. Пушкин)

4) Хоть видит око, да зуб неймет. (И.А. Крылов)

5) Первая охотничья неудача расстроила меня, но не истребила охотничьей страсти. (И.С. Соколов-Микитов)

(Сложные предложения: 1, 2, 4.)

Комментарий

В сложных предложениях встречаются различные союзы: и, а, но, да в значении и; да в значении но, что, когда, пока, чтобы и т. д. Главным опознавательным знаком сложного предложения является наличие двух и более грамматических основ. Союзы и, а, но, да в значении и, да в значении но встречаются и в простых предложениях с однородными членами, поэтому в таких случаях надо быть особенно внимательными.

Примечание

В учебнике М.М. Разумовской введены понятия “сложносочиненное предложение” и “сложноподчиненное предложение”.

3. Работа по учебнику.

1) Упр. 236, 238 — выполнение заданий (устно).

2) Упр. 237 — составление предложений.

3) Упр. 239 — самостоятельная работа.

4. Конструирование сложных предложений из простых.

Задание. Соедините простые предложения в сложные с помощью подходящих по смыслу союзов и без них.

1) Наступила ночь. Во многих окнах всё еще горел свет. (Наступила ночь, но во многих окнах всё еще горел свет.)

2) Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их. (Чтобы растения хорошо развивались, надо ежедневно поливать их.)

3) Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелетные птицы. (Опадают последние листья с деревьев, улетают перелетные птицы.)

4) Дорогу можно переходить. Зажигается зеленый свет. {Дорогу можно переходить, когда зажигается зеленый свет.)

Комментарии

В примерах 1 и 3 предложения не зависят друг от друга, они вполне могут существовать и самостоятельно, и в составе сложного. Обратим внимание на примеры 2 и 4. В примере 2 первое предложение зависит от второго: можно поставить вопрос (Надо ежедневно поливать их (с какой целью? для чего?), чтобы растения хорошо развивались). В примере 4 второе предложение зависит от первого (Дорогу можно переходить, (когда?) когда зажигается зеленый свет).

Примечание

Можно дать определение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснить, что в сложноподчиненных предложениях придаточное зависит от главного, а в состав сложносочиненных входят не зависящие друг от друга предложения.

5. Конструирование сложных предложений по схемам.

1) [1], да [2].

2) [1], [2].

3) Если [1], [2].

4) [1], и [2].

5) Чтобы [1], [2].

Примеры предложений

• Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели.

• Собака поджала хвост, шерсть на загривке встала дыбом.

• Если вы будете сидеть за компьютером больше двух часов в день, это повредит вашему здоровью.

• Перемена кончилась, и начался последний урок.

• Чтобы глаза лучше видели, бабушка надевает очки.

IV. Подведение итогов

— Как доказать, что простые предложения в составе сложных связаны между собой?

— Какова роль интонации в простом и сложном предложениях?

— Какие союзы могут соединять простые предложения в составе сложного?

Домашнее задание

1. § 46.

2. Упр. 240, 241.

3. Рабочая тетрадь: задание 55 (с. 31—32).






Для любых предложений по сайту: [email protected]