Контрольная работа и ее анализ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Контрольная работа и ее анализ - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки фонетического и синтаксического разбора; развивать навыки работы с тестами, самоанализа, рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Работа по теме уроков

Диктант.

Предзимье

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро поля и леса побелеют и зима вытеснит осень.

(125 слов)

(По Н.Н. Соколову)

Примечание

В последнем сложносочиненном предложении запятая между его частями не ставится, так как есть общий член предложения — обстоятельство скоро. Не надо считать ошибкой, если дети поставили запятую, но при анализе диктанта на следующем уроке необходимо разобрать этот случай.

Грамматическое задание (можно сделать выборочно, на усмотрение учителя).

1. Сделайте фонетический разбор слов.

Вариант I — предзимье, вариант II — отъелся.

2. Решите фонетическую задачу.

Выпишите из первого абзаца слова, в которых: вариант I — звуков больше, чем букв; вариант II — звуков меньше, чем букв.

3. Сделайте синтаксический разбор предложений и составьте схему предложений: вариант I — Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье; вариант II — Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

III. Тест по теме “Фонетика, орфоэпия, культура речи”

Тест 14 (по вариантам): см. КИМы.

IV. Анализ диктанта, выполнения грамматических заданий и теста

(Проводится на втором уроке.)

Комментарий

1. Фонетический разбор слов.

Предзимье — 3 слога.

п — [п] — согласн., глух., тв.

р — [р’] — согласн, сонорн., зв., мягк.

е — [э] — гласн., безударн.

д — [д] — согласн., зв., тв.

з — [з’] — согласн., зв., мягк.

и — [и́] — гласн., ударн.

м — [м’] — согласн, сонорн., зв., мягк.

ь — [—]

е — [й’] — согласн, сонорн., зв., мягк.

[э] — гласн., безударн.

9 букв, 9 звуков.

Отъелся — 3 слога.

о — [а] — гласн., безударн.

т — [т] — согласн., глух., тв.

ъ — [—]

е — [й’] — согласн, сонорн., зв., мягк.; [э’] — гласн., ударн.

л — [л] — согласн, сонорн., зв., тв.

с — [с’] — согласн., глух., мягк.

я — [а] — гласн., безударн.

7 букв, 7 звуков.

2. Вариант I: слова, в которых звуков больше, чем букв: золотая, холодное, выглядывает, согревает, озябшую.

Вариант II: слова, в которых звуков меньше, чем букв: осень, солнце, кружатся [кружаца], сквозь, окрестности.

3. Синтаксический разбор предложений.

V. Подведение итогов

Домашнее задание

1. Упр. 325 — подготовка к словарному диктанту.

2. Упр. 323 - устный рассказ по картине.

3. Работа над ошибками.






Для любых предложений по сайту: [email protected]