Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, различать омонимичные и омофоничные корни; развивать навыки разбора слов по составу, работы с орфографическим словарем; прививать интерес к изучению русского языка; формировать навыки аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; применять правила; пользоваться орфографическим словарем; объяснять языковые явления; решать лингвистические задачи.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 36 — взаимопроверка.
2. Задания из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
Мы говорили о том, как проверить безударные гласные в корне. А что делать, если проверочного слова нет? (Запоминаем правописание.)
Есть опасение, что запоминать придется слишком много слов? На самом деле все не так уж страшно: постепенно вы увидите, что правописание многих (в том числе пока новых для вас) слов вполне объяснимо.
IV. Работа по теме урока
1. Работа с орфографическим словарем.
Проверим написание слов, помещенных в упр. 37, по словарю: велосипед, гимнастика, маршрут, кочевник.
Комментарий
Кстати, у слова маршрут есть проверочное слово. Слово маршрут пришло из немецкого языка, в свою очередь заимствовавшего это слово из французского. Марш — ход, движение вперед; рут— дорога, путь. И хотя в современном русском языке слово маршрут не делится на морфемы, а состоит только из корня (не считая нулевого окончания), этимологически, исторически слова марш и маршрут родственны. А это значит, что те, кто видит связь между этими словами, могут проверить гласную в слове маршрут словом марш.
А вот у слова гимнастика есть ложный родственник. Догадались какой? (Гимн.) Оба слова пришли к нам из греческого, но там пишутся по-разному: “гимн” (что значит “голый” — ведь гимнастикой занимались обнаженными) и “химн” (“торжественная песня”).
Если изучать историю языка, правописание многих слов, в том числе заимствованных, будет понятным.
2. Работа по учебнику.
1) Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. (Это одно слово из шести — октябрь.)
2) Прочитайте правило на с. 21.
3) Вспомните и запишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова (4—5 слов).
4) Упр. 38 — выполнение задания (письменно; разбор — устно).
Комментарий
Остановимся подробнее на словах далеко и долина. Эти корни во многих словах произносятся одинаково, они отличаются всего на одну букву, но значение их различно. Уточним значение по словарю:
а) корень -дал(ь)- означает “протяженность, большое расстояние”; б) корень -дол- означает “низменность, низ”.
Подберем к каждому из корней примеры слов, придумаем словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях.
а) Дальние страны, далекая планета, заметить издалека, видеть далеко, показаться вдали, удалить файл, недалекий человек, удаление зуба, отдалять неприятный разговор, убежать подальше, уехать вдаль.
б) Долина реки, подол юбки, опустить очи долу (вниз), долой с глаз моих.
3. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
1) с..нтябрь, зв..нок;
2) к..рова, к..за;
3) л..сток, ф..алка;
4) цв..тной, уд..рение.
V. Лингвистическая задача
— Прав ли ученик, проверивший слова с безударными гласными в корне следующим образом: ложка — ложь; горевать — горка; движение — вижу; живот — жизнь?
Комментарий
Правильно проверено только последнее слово. Исторически живот и жизнь — это не просто однокоренные слова, а синонимы. Вспомним выражение: не жалеть живота своего (т. е. не жалеть жизни, жертвовать жизнью). При проверке этого слова необходимо помнить о традиционном написании жи.
VI. Подведение итогов
— Как поступить, если безударные гласные в корне слова не проверяются ударением?
Домашнее задание
1. § 8.
2. Упр. 39 — подготовка к диктанту.
3. Придумать по два предложения со словами, которые содержат корни -дал(ь)-, -дол-.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Упр. 39 — подготовленный диктант.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение предложений со словами, которые содержат корни -дал(ь)-, -дол-.
III. Работа по теме урока
1. Лингвистический разбор.
1) Фонетический разбор слов дал и даль.
— К каким частям речи принадлежат эти слова? Каковы их морфологические признаки? (Примерный ответ. Первое слово — глагол I спряжения, в прошедшем времени, в мужском роде, в ед. ч.; второе — существительное женского рода, 3-го склонения.)
2) Разбор по составу слов примирять, примерять, объяснение значения корней.
2. Работа с орфографическим словарем.
Задание (по вариантам с последующей выборочной проверкой). Выпишите из словаря по пять слов с непроверяемой гласной в корне, обозначьте орфограммы (вариант I — на букву б, вариант II — на букву в).
(При проверке несколько учеников читают выписанные слова, выделяют орфограммы, в случае необходимости объясняют значение слов.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Запишите под диктовку стихотворение; определите автора и произведение (фрагмент пролога к “Руслану и Людмиле” А.С. Пушкина); графически объясните выбор безударных гласных в корнях слов, проверяемых и не проверяемых ударением; устно подберите проверочные слова, где это возможно.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря...
2. Тестовое задание.
В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?
1) т..лежка, ч..рнота;
2) с..кунда, в.лерний;
3) г..ристый, б..реза;
4) цв..ток, оп..сение.
V. Лингвистическая задача “Четвертый лишний”
Найдите в каждом ряду лишнее слово (признак: проверяются ли гласные в корне):
1) морской, медуза, волна, весло;
2) огурец, томат, картофель, бобы;
3) медведь, лиса, носорог, олень.
Комментарий
Каждый ряд содержит слова с непроверяемой гласной в корне. В первом ряду лишнее слово медуза (остальные гласные в корне можно проверить), во втором - бобы (только это слово можно проверить), в третьем — олень (остальные гласные в корне можно проверить).
— По каким другим признакам можно выделить лишние слова? (Примерный ответ. В первом ряду — морской: это прилагательное, остальные — существительные; или: медуза — только это слово обозначает живое существо; во втором — бобы: только это существительное стоит во множественном числе; или: огурец — только это существительное начинается с гласной; в третьем — носорог: все остальные перечисленные животные обитают в Северном полушарии, а носорог — в Африке; или: лиса — только это существительное женского рода; или: олень — только это существительное начинается с гласной.)
Вывод. Очень важно определить признак, по которому мы сравниваем слова, предметы, явления.
VI. Подведение итогов
— Какие орфограммы мы повторили?
— Что необходимо учитывать при сравнении явлений (в том числе языковых)?
Домашнее задание
1. Подготовить карточку со словами на непроверяемые гласные в корне (10 слов; непроверяемые гласные заменить многоточием), уметь объяснить значения слов.
2. Составить три предложения со словами на непроверяемые гласные в корне.