РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ - ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

№ 1. Тема: Речь. Стили речи. Типы речи

Задание. Прочитайте тексты. Определите, монологическая или диалогическая речь; стиль и тип речи. Запишите ответ после каждого текста.

(Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться.)

— Дай мне денег на дорогу, — сказала Ленка, торопливо застёгивая портфель.

— А ты куда собралась?

— Я уезжаю.

(По В. Железникову)

Для азартного рыбака-любителя нет большего счастья, как на утренней или вечерней зорьке подцепить на крючок и вытащить из глубины озера судака. К сожалению, в естественных местах своего обитания рыба эта встречается всё реже.

Судак водится в реках и озёрах, воду любит глубокую, чистую, богатую кислородом. А таких рек и озёр на Земле становится всё меньше из-за хозяйственной, а вернее — бесхозяйственной деятельности человека.

Правда, сейчас во многих местах судаков специально разводят в искусственных водоёмах, где чистая вода, хорошая кормёжка и подходящие места для откладывания икры.

(По материалам энциклопедии “Что такое. Кто такой”)

№ 2. Тема: Орфография и пунктуация

Задание. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша б..рёза. Хорош.. и ч..сты б..рёзовые светлые рощи1. Белы стволы берёз, покрытые тонкой берёстою. Особенно хорош(?) берёзовый лес весной.4 Как только с..йдёт в лесу снег набухают2 на берёзах см..листые душ..стые поч(?)ки. Из каждой случайно надломленной ветки берёзы капл..т живительный ела..кий сок. Множество пролётных пе..чих птиц соб..рае(т, ть)ся в берёзовых рощах. Поют г..л..систые дрозды кукуют кукушки с дерева на дерево перелетают ш..стрые синич(?)ки. Ковром ра(с, сс)т..лаю(т, ть)ся цветут внизу под берёзами голубые и белые подснежники2-перелески.

(И. Соколов-Микитов)

№ 3. Тема: Употребление прописных букв

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

Мещёрский край л..жит между (В, в)ладимиром и (Р, р)язанью, недалеко от (М, м)осквы, и является одним из немногих уц..левших лесных островов, остатком “великого пояса хвойных лесов”. Он т..нулся некогда от (П, п)олесья до (У, у)рала. В него входили леса: (Ч, ч)ерниговские, (Б, б)рянские, (К, к)алужские, (М, м)ещёрские, (М, м)ордовские и (К, керженские. В этих лесах отсиживалась от (Т, т)атарских набегов Древняя (Р, р)усь.

Между лесами и (О, о)кой тянутся ш..роким поясом з..ливные луга. В лугах тян..(т, ть)ся на много километров старое русло (О, о)ки. Его зовут (П, п)рорвой.

Впервые я попал в (М, м)ещёрский край с (С, с)евера, из (В, в)ладимира.

За (Г, г)усем-(Х, х)рустальным, на тихой станци.. (Т, т)ума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён (С, с)тефенсона1.

(По К. Паустовскому)


1 Английский изобретатель, инженер-механик (вторая половина XIX века).

№ 4. Тема: Буквы ь и ь

Задание 1. Спишите словосочетания, распределяя слова по трём колонкам: 1) с разделительным ь; 2) с разделительным ъ; 3) без разделительных знаков.

В..юга, в..езд, об..ём, солов..и, с..едобный, об..устроить, раз..ехаться, обез..яна, об..ект, супер..активный, меж..ярусный, двух..этажный, разольётся, п..едестал, медал..он.

Задание 2. Вставьте там, где это нужно, ь.

Похож.. на отца, дорогая брош.., дуб могуч.., спелая рож.., белый кирпич.., береч.. шубу от моли, уйти проч.., сжеч.. мусор, улыбаеш..ся друзьям.

№ 5. Тема: Орфограммы корня

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова с пропущенными буквами по орфограммам: 1) проверяемые гласные и согласные; 2) непроверяемые гласные и согласные; 3) корни с чередованием.

Фла.. развъвается, р..стёт на огороде, з..лёная д..лина, прот..рать ст..кло, тр..скучий моро.., экзам..н по мат..матике, краткое изл..жение, д..л..гат к..нференции, играть в фу..бол, пост..лить скат..рть, приво..зальная площа..ь.

№ 6. Тема: Ы и и после ц

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте графически орфограмму.

Ровесниц.., ц..ганский, операц..я, ц..ркач, ц..ферблат, коллекц..онер, ресниц.., синиц..н, ц..ничный, ц..плёнок, ц..кнуть.

№ 7. Тема: О—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях

Задание. Спишите словосочетания, распределяя их по группам: 1) орфограмма в корне; 2) орфограмма в суффиксах и окончаниях; 3) орфограмма в глаголах и словах, образованных от глаголов.

Ч..рствый, реч..нка, реч..нька, воротнич..к, щ..лка, лж..т, ноч..вка, день.вый, реш..тка, капюш..н, крыж..вник, еж..вый, береж..м.

№ 8. Тема: Правописание окончаний слов

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания в словах с пропущенными буквами. Определите падеж существительных и спряжение глаголов и надпишите над словами.

На границ., марта и апреля небо налива..тся океанск..ю голубизной, а снег станов..тся кристаллическ..м и шуршит под ногами крупн..м береговым песком. Верхн..я розоват..я шкурка берёсты лопнула и трепещ..т на ветру, как папиросн..я бумага. Солнце слеп..т и, когда ветер утиха..т, ласково припека..т в щёку. Но главное, всё вокруг заполня..тся крепк..м живым насто..м пробуждающейся земли. Этот настой круж..т голову, и, когда вдыха..шь его всей грудью, разлива..тся по телу, и тайной радостью отдаётся в сердц... Ты чувству..шь, как в тебе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучш..й поре жизн..

(Ю. Яковлев)

№ 9. Тема: Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1) Каштанка бегала взад и вперёд и (не) находила хозяина, а между тем становилось темно. (А Чехов) 2) Ночью, среди перепутавшихся на дорожках теней, Сергей (не) узнал места. Он долго бродил по скрипуч..му гравию, пока (не) вышел к дому. (А Куприн) 3) Чу(?)ствуя страшное (не) терпение, Павлик <...> побежал к дому, чтобы поторопить папу и Петю. (В. Катаев) 4) Мы давно уже знали что все рыболовы деля(т, ть)ся на глубоких (не)удачников и на счас(?)ливц..в. (К. Паустовский) 5) Исчезла деревня пропал из виду (не) далёкий лесок. (Е. Носов) 6) В дожде в (не)проглядн..м мрак., выли волки. (К. Паустовский)

№ 10. Тема: Текст

Задание. Спишите предложения, расположив их так, чтобы получился текст. При написании разделите текст на абзацы. Озаглавьте текст.

1) Убедившись, что подъём в воздух не грозит опасностью, стали летать на воздушных шарах и люди. 2) Мужчины продержались в воздухе 25 минут. 3) В июне 1783 г. французы братья Монгольфье соорудили воздушный шар. 4) Они наполнили его тёплым воздухом, а в прикреплённую к нему корзину посадили петуха и барана. 5) Первый такой полёт совершили два других француза в ноябре 1783 г. 6) Так началась эра воздухоплавания. 7) Шар поднялся в небо и затем благополучно приземлился.

(По материалам энциклопедии “Что такое. Кто такой”)






Для любых предложений по сайту: [email protected]