Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Выпишите из предложений устаревшие слова. С помощью словаря определите их значение. Подумайте, чем отличаются выписанные вами слова из обеих групп предложений.
I. 1. Арина говорила нараспев. Она была из Ганнибаловой вотчины и девкой отошла к Марье Алексеевне. Она низко кланялась Петру Абрамовичу. У Ганнибалов дворня ходила по струнке. 2. У него была в крови эта легкость передвижения: он любил освобождаться от всех тягот, сев в рессорную коляску или даже в наследственный рыдван. 3. Сергей Львович преображался при матушке, как то бывало с ним, когда он приходил в комиссариатский штат. 4. Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала, чтоб барчуки и барышня Ольга Сергеевна чего-нибудь не обронили или не поломали какой балясины. 5. Только к вечеру вестовщики разнесли, что в Москве в этот день было землетрясение. 6. Абрам Петрович был на портрете с желчным лицом, цвета глины, с анненскою лентой через плечо, в генерал-аншефском мундире. 7. В эти месяцы много перьев скрипело в Москве — приказные переписывали стихи, дворяне писали царю.
(А. Толстой)
II. 1. В Марфине у графа Салтыкова на прошлой неделе Николай Михайлович пел в своём водевиле, в интермедии, в прологе, в пиесе своей собственной. 2. Кутайсов был пленный турка, дарёный цирюльник — а теперь ведал всеми лошадьми государства, граф и кавалер. Притча во языцех. 3. Когда мать звали Nadine, Надина, она была совсем другая, чем тогда, когда бабушка звала её Надеждой. Надина — это было похоже на Диану, на нимфу в Юсуповом саду. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам. 4. Надежда Осиповна против ожидания вернулась с каменным лицом и сухо, даже с каким-то злорадством, сказала, что Капитолина Михайловна не вернётся никогда, что она готова умереть в монастыре, на соломе, и питаться аредами... “Акридами”, — поправил Сергей Львович. 5. Из старых друзей ждал он Шаликова и кузена Алексея Михайловича. Вот и всё. 6. Вдвоём со своим наставником они много гуляли, и Александр знал теперь Москву лучше Монфора. Знал и переулки, где дома были подслеповаты, как старички, сидевшие тут же, на скамеечках, и нарядный Кузнецкий мост, и широкую Тверскую — дома там были большие, просторные, почти все в два этажа. 7. Иогель был модный танцмейстер, он первый в Москве начал по- настоящему учить детей танцам.
(Г. Данилевский)
✓ 2. Подберите к устаревшим словам синонимы из современного литературного языка.
Алкать, балтический, бедство, вежды, вельми, взирать, вития, внимать, вотще, вышний, глас, грядёт, денница, десница, дишкант, длань, един, зело, зеницы, зерцало, коль, кормчий, лобзать, льзя, младость, мраз, нежели, нощь, отрок, перси, рдяный, рекла, ристалище, рыбарь, снедь, сонм, тризна, шуйца.
✓ 3. Подберите тексты различных стилей, типов речи и разных жанров. Проанализируйте их с точки зрения наличия или отсутствия в них устаревших слов. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: “В каких текстах и с какой целью чаще всего используются устаревшие слова?”
✓ 4. Прочитайте данные неологизмы. В настоящее время данные слова уже не воспринимаются как новые. С помощью словарей новых слов различных годов издания установите, в какое время в языке появилось каждое из данных слов. Проанализируйте слова и подготовьте ответ на вопрос: “Каковы пути появления новых слов в языке?” Выпишите только те слова, которые не перешли из разряда неологизмов в разряд общеупотребительных слов и были утрачены языком. Установите их значение по словарю.
Кинокалейдоскоп, кинолекторий, короткометражка, телесценарий, КВН, приводниться, ваучер, стыковка, астроориентация, спутник, звездолётчик, фотообвинение, видеотелефон, АИК (аппарат искусственного кровообращения), микрорайон, стеклопластик, дружинник, программист, биоцид, антимиры, дедерон, мини-мода, запрограммировать, ядерщик, гермошлем, разведпоиск.
✓ 5. Найдите индивидуально-авторские неологизмы, определите их значения и способы образования.
1. Вы себе представляете
парижских женщин с шеей разжемчуженной,
разбри(лл,и)антенной рукой... (В. Маяковский)
2. В смокинг вштопорен,
Побрит что надо... (В. Маяковский)
3. Здесь локоны, каштанясь, сверкают в огоньках
под самый свежий танец — танец на коньках. (Н. Асеев)
4. Вот как бы
и нам,
весенним людишкам, под гром и грохот
летучих лучей скатиться по лёгким
сквозным ледышкам в весенний
пенный, льюнный ручей. (Н. Асеев)
5. Звезда, звезда, холодная звезда...
Что ж ты глядишь так льдисто на меня —
Личинку на коре земного шара? (В. Луговской)
6. Стучит сорока,
Круглеют глубодонные пруды,
В них караси в парче золототканой
Лениво и торжественно проходят. (В. Луговской)
7. Люблю дубы, чьи дупла, как пещеры,
Чей свежий свод коричнев и сквозист. (Мате)
8. Здесь плечо шоколадят лучи.
Здесь лучи и ручьи — все врачи! (М. Львов)
9. Отшельничаю, берложу,
отлёживаюсь в березах... (А. Вознесенский)
10. Той природе, молчально-чудной,
Роща, озеро ли, бревно —
Им позволено слушать, чувствовать,
Только голоса не дано. (А. Вознесенский)
11. Ненайдёныш мой, ненайдёныш!
Потерять себя — не пустяк —
Вся бежишь, как вода в горстях... (А. Вознесенский)
12. Кто наврал, что я любовь твою продал
По электроэлегантным городам?
(А. Вознесенский)
13. Я мечтаю, что когда-нибудь смогу
Не построчно получать, а посердечно:
Хоть одно людское сердце — за строку.
(Р. Рождественский)
14. Мне б опять пожить в стране Апрелии,
В ручейковом рыжем государстве,
Там, где над поющими деревьями
Солнце одуванчиком лобастым. (Ув.)