Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
МОРФОЛОГИЯ И СИНТАКСИС - КУЛЬТУРА РЕЧИ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ
✓ 1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1) Над гол..вой б..льшие звёзды др..жали св..ими ресницами среди чёрной ночи да г..лубой луч от маяка подымался прямо (в)верх тонким ст..лбом. 2) Х..дить в лес или на реку можно было лишь в резиновых с..погах или б..сиком. 3) Она с..дит одна что-то ш..ёт или читает Диккенса или лежит и плачет в подушку. 4) П..ра ст..рику и на п..кой на тёплую печ(?)ку да зам..нит(?)ся некем. 5) В тр..ве клубника была ещё з..лена зато не..быкнове(н/нн)о крупна. 6) С возр..стом лес р..дел или пр..режался с пом..щью т..пора.
✓ 2. Напишите диктант. Выполните задания.
Как построена изба
Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры ставящих избы плотников. Да и сейчас ещё вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале — проще возводить жильё из дерева. В нём тепло, сухо, чисто. Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умелых плотников.
Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение! Концы брёвен соединены “в лапу”, держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.
Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.
(По Э. Шиму)
Задания
1) Объясните разницу в морфемном составе подчёркнутых слов.
2) Выполните морфологический разбор выделенных слов.
✓ 3. Напишите диктант. Выполните задания.
Маша прошла несколько шагов с того места, где тропа огибала высокий осокорь, и остановилась.
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл таким алым и влажным огнём, что даже ранний солнечный свет рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы эти навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как маленькое яркое пламя.
Кое-где заросли шиповника прерывались, и в прогалинах цвёл стройными свечами синий шпорник. За ним в неслыханной густоте вздымалось разнотравье: красная и белая кашка, подморенник, белоснежный поповник, дикая мальва с прозрачными на свету розовыми лепестками и сотни других цветов, чьи названия Маша не знала.
Перепела с треском вырывались из-под ног. Жаворонки подымались ввысь, но звон их почему-то не совпадал с тем местом, где они вились в небе, а казалось, что доносился с реки.
Маше стало жаль расстаться с этим берегом, лугами. Всё как-то сразу стало ей здесь родным, будто она тут выросла.
(По К. Паустовскому)
Задания
1) Разберите по членам первое предложение третьего абзаца.
2) В следующем предложении графически объясните знаки препинания.
3) Разберите по составу выделенное слово.
4) Выполните морфологический разбор слова пламя.