Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ПРЯМАЯ РЕЧЬ, ДИАЛОГ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИХ ОФОРМЛЕНИИ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА
✓ 1. Составьте схемы предложений с прямой речью.
1) “Ну-ка, Федя, плясовую!” — воскликнул Родилов. 2) “Теперь не пропаду, — подумал я, — тропинка куда-нибудь приведёт”. 3) Он говорит: “Насилу я на волю выбрался, друзья!” 4) “Так вот он, океан!” — мысленно повторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте. 5) Рита пожала ему руку и тихо сказала: “Желаем удачи”. 6) “Мамаша, — обратился Иван к старухе, — кроме вас тут есть кто-нибудь?”
(Из произведений В. Шукшина)
✓ 2. Спишите предложения с прямой речью, расставляя пропущенные знаки препинания.
1) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо С(с) добрым утром. 2) А царь, улыбаясь, ему говорит Садко, моё милое чадо, поведай, зачем так печален твой вид? Скажи мне, чего тебе надо? 3) Добро пожаловать, мой сын! С(с)казал с улыбкой он Руслану. 4) Ужели думает Евгений (У)ужель она? 5) Что ты? П(п)очти с ужасом сказал Илья Ильич. О(о)диннадцать часов скоро, а я ещё не вставал, не умылся до сих пор. 6) Старик снял с левой руки деревянный браслет и, подавая его мне, сказал В(в)озьми, капитан, он принесёт тебе счастье.
✓ 3. Спишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите количество участников диалога.
Как идём? Узлов восемь? Спросил капитан, взглянув за борт.
Восемь с четвертью, Василий Фёдорович! Весело отвечал мичман Лопатин, прикладывая пальцы к козырьку фуражки.
Что ж, отлично идём.
Третьего дня хуже шли... Суточное плавание было всего сто шестьдесят миль! Вставил старший офицер.
Зато за эти сутки пройдём больше.
(Ю. Бондарев)
4. Составьте диалог на одну из предложенных тем. Запишите его, расставляя знаки препинания.
1) “Выходной день”
2) “Поездка к бабушке”
3) “Интересная книга”