Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Все уроки русского языка 6 класс

Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи.

Оборудование: иллюстрации старшеклассников к стихотворению А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» (или иллюстрации, раскрывающие суть стихотворения).

Имя существительное — хлеб языка.

Л. Успенский

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

1. Чтение диалогов, их оценивание

2. Устная проверка орфограмм («змейкой»: 1 орфограмма — 1 ученик)


II. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Задание

Обозначить изученные орфограммы.

Снегурочка, фольклор, устный, чудесный, свирель, береза, заморозки, местный, крестный, загадка, известный, воскресный, свадьба, обряд, праздник, богатырь, странствовать, коллективный, посиделки, прощанье, страшилка.

— Какое слово из диктанта может объединить все слова? (Фольклор)

— Какая это часть речи?


III. Постановка целей и задач урока


IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Обратите внимание на эпиграф урока. Наша задача — доказать справедливость данного высказывания.

2. Задание

Прослушайте стихотворение, назовите часть речи, чаще всего используемую в стихотворении.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

(А. Фет)

3. Слово учителя

— С какой целью здесь использованы существительные? (Обозначить штрихами картину при некоторой недоговоренности, чтобы читатели сами ее дорисовали.)

— Рассмотрите иллюстрации старшеклассников к этому стихотворению и найдите наиболее созвучные со стихами. Удалось ли им передать «картинность» стихотворения?

— Возьмите одно любое существительное из текста, расскажите, используя его, все, что вы знаете о существительном.

4. Обобщающая схема по теме урока (частичная характеристика существительного)



5. «Наш друг — учебник»

Знакомство с правилом написания большой буквы и кавычек в именах существительных. Работа с учебником (с. 61).


V. Закрепление материала

1. Выборочный диктант

БАЙКА О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ

(Русская народная сказка)

В ночь на Иванов день родилась щука в реке Шексне очень зубастая. Лещи, окуни, ерши — все собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам. И стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей и окуней полавливать. Только косточки хрустят на зубах щуки зубастой. Собралась мелкая рыбица, и стали все думу думать.

На совет пришел и Ерш Ершович и сказал:

— Вот послушайте, что я буду баять. Не житье нам в Шексне, переберемся жить лучше в мелкие речки Сизму да Славенку.

С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала щука хлопот в Шексне, но потом и сама несдобровала, попалась на крючок.

Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная!


2. Проверка выполнения задания

3. Слово учителя

— Чему учит эта байка? Какую пословицу можно подобрать к ней? (Не рой другому яму, сам в нее попадешь.)

— Запишите предложение: «Байка о щуке зубастой» напечатана в сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки».

— Объясните написание собственных имен.


VI. Домашнее задание

1. Выучить орфограмму по учебнику.

2. Повторить следующие 5 орфограмм из курса 5-го класса (разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами, употребление ь для обозначения мягкости согласных, гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), буквы з и с на конце приставок).

3. Упражнение 76.


VII. «На закуску»

— Назовите все правила написания большой буквы, которые здесь использованы, дополните их.

БОЛЬШАЯ БУКВА

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя,

Фамилия

Пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твоё,

Имя улицы,

Города.

Буква большая — совсем не пустяк,

В букве большой — уважения знак.

(Е. Измайлов)






Для любых предложений по сайту: [email protected]