Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (продолжение) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора; научить правильно выбирать буквы е и я в суффиксах прилагательных с корнем ветр-.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка. Учащиеся пишут графический диктант, в том числе два ученика у доски. Третий выписывает все прилагательные, четвёртый — слова с приставками. После проверки работы учащиеся называют разряды прилагательных, графически объясняют их написание, находят среди выписанных слов образованные приставочно-суффиксальным способом.
1) Торжественная предутренняя тишина нарушилась криками, свистками и топотом людей. 2) Путешественники вошли в маленькую, но чистенькую хату. 3) Рыжик успел заметить русскую печь у дверей, длинную лавку вдоль стены и большой стол, на котором горела свеча в глиняном подсвечнике. 4) Соломенные крыши до самых дверей покрывали убогие домики, и они тускло смотрели на путников слюдяными окнами. (По А. Свирскому)
II. Проверка домашнего задания. Взаимопроверка домашнего задания. У доски ученик выписывает слова группы а), делает их морфемный разбор. После проверки учащиеся несколько раз проговаривают прилагательное кУхонный, объясняют, почему к этому слову трудно подобрать точную рифму.
III. Работа по теме урока.
1. Орфоэпическая работа продолжается с парой вЕтреный — ветрянОй. Учащиеся читают материалы для наблюдения (с. 31), объясняют, как связан выбор гласной в суффиксе с произношением слов, приводят аналогичные примеры, выполняют упр. 368.
* Образуйте от прилагательного существительное со значением “ветреный юноша”, от него произведите существительное женского рода (ветреный → ветреник → ветреница). Почему в этих словах пишется одна буква н? Используйте для ответа аналогию: лесной — лесник; нефтяной — нефтяник.
2. По вариантам учащиеся подбирают прилагательные, образованные с помощью суффикса -н- от существительных, основы которых оканчиваются на -ин или -ан. Начать можно со слов из домашней работы: 1) старинный, картинный; 2) туманный. Затем объявляется мини-конкурс “Кто больше?”. Подводя итог, учащиеся объяснят, какую ошибку можно допустить, если не учитывать производящую основу.
3. Выполнение упр. 370 сопровождается повторением понятия “непроизводные слова”, анализом слов, помещённых в рамку, записью их в словари.
Дополнительно учащиеся образовывают различными способами слова от размещённых в рамке либо определяют способ образования слов, предложенных учителем, например: юннат, юнкор, юность, свинина, свинарник, свинарка, зелень, зеленоглазый, синь, синева, румяна, румянец, румянощёкий.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Самостоятельная работа с упр. 372. Словарная работа: запись в словари слов канитель, гостиная. Составление словообразовательной цепочки со словом гостиная: гостиная (сущ.) ← гостиная (прилаг.) ← гость; запись слова гостиница, которое исторически восходит к слову гость (т. е. купец: “Пристают к заставе гости; царь Гвидон зовёт их в гости” (А. Пушкин), но в современном языке является непроизводным.
V. Подведение итогов урока.
— Как вы напишете овчи(н, нн)ый, цели(н, нн)ый, заветре(н, нн)ая, подветре(н, нн)ая сторона? Объясните свой выбор.
VI. Домашнее задание. Составить тренировочное упражнение на изучаемую орфограмму. Подготовить проверочную карту к нему.