Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Личные местоимения - МЕСТОИМЕНИЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: развить представление о личных местоимениях, научить употреблять букву н в местоимениях 3-го л. после предлогов, исправлять ошибки при употреблении местоимений, изменять лицо при пересказе.

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Минутка для шутки”.

1) Какие три местоимения, собравшись вместе, говорят, что они очень чистые? (Вы-мы-ты.) 2) Какой полуостров гордится тем, что он небольшого размера? (Я-мал.) 3) Как называется газ, который отрицает личное местоимение? (Не-он.) 4) Какое государство в западном полушарии утверждает, что оно — летняя одежда? (Я-майка.)

— Каким признаком объединены все местоимения, которые приняли участие в этой шутливой разминке?

II. Проверка домашнего задания. Пока класс участвует в мини-конкурсе “Кто быстрее сосчитает, сколько орфограмм встретилось в домашней работе?”, учащийся у доски выписывает местоимения с предлогами.

— Какой орфограммой диктуется правописание местоимений с предлогами? В каких ещё сочетаниях представлена эта орфограмма?

III. Изучение нового материала.

1. Чем отличаются местоимения 3-го л. от местоимений 1-го и 2-го л.? Ещё с одной особенностью познакомьтесь, сравнив пары предложений из произведенией А. Пушкина:

Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно...

К нему не зарастёт народная тропа.

Надобно ей новое корыто!

Пёс бежит за ней, ласкаясь.

— Сформулируйте эту особенность, проверьте себя, используя материалы учебника на с. 68.

2. Просклоняйте местоимения он, она, они без предлогов и с предлогами для, к, про, с, о, запишите их. В каком падеже будет только один вариант?

3. Выполнение упр. 440. Взаимопроверка.

IV. Редактирование предложений с местоимениями.

1. Устная работа с текстом упр. 443.

2. Вывод о причинах ошибок, связанных с употреблением местоимений, делается на основе упр. 436, 443.

V. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Запишите отрывок из рассказа В. Солоухина “Ножичек с костяной ручкой”, заменив в нём первое лицо на третье. В начале отрывка используйте существительное, затем — местоимения.

Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек. Теперь я уж не могу восстановить всего разнообразия чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение. Ручаться можно только за одно — это не была радость от того, что пропажа нашлась, что любимый ножичек с костяной ручкой и зеркальными лезвиями опять у меня в руках. Напротив, я скорее обрадовался бы, если бы он провалился сквозь землю, да, признаться, и самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

VI. Подведение итогов урока. Какая роль отводится местоимениям в тексте? Сформулируйте предупреждения о возможных ошибках при употреблении местоимений.

VII. Домашнее задание. Упр. 442. Выучить слова в рамках.






Для любых предложений по сайту: [email protected]