Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Результаты обучения. Личностные: уважительное отношение к русскому языку; осознание своих достижений в изучении родного языка; метапредметные: подача информации в форме таблицы, извлечение информации из таблиц; анализ и синтез изученного теоретического материала; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; предметные: систематизация изученного по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации.
Учебник предлагает подходить к организации повторения через последовательное рассмотрение единиц языка и разделов науки о языке, которые эти единицы изучают. Этому посвящены материалы § 99 — таблица (упр. 594) и задание подготовить устное сообщение по развёрнутому плану (упр. 595). В связи с таким подходом представляется логичным сначала повторить указанные в таблице разделы по заданиям § 102—105, а затем провести повторение орфографии и пунктуации (§ 100, 101). Каждый параграф начинается с вопросов, при ответе на которые можно использовать групповую форму работы, и ряда упражнений. В § 100 (“Орфография”) содержится несколько упражнений, предполагающих самостоятельный подбор материала. Эту работу также целесообразно организовать как групповую.
Подготовка лингвистических пятиминуток осуществляется учащимися, для чего учитель рекомендует им использовать материалы всех словарей, данных в приложении учебника (можно проводить мини-конкурсы на самую лучшую разминку). Желательно задействовать в этой работе максимальное количество слов, данных в словаре для запоминания правописания и произношения. Для повторения значения слов можно использовать упражнение “Простые загадки” — отгадывание слов по их значению (к данной работе привлекается и лексика, не входящая в словарь учебника).
Уроки развития речи можно провести по заданию упр. 610. Вариантом может стать сочинение на лингвистическую тему, подводящее итог повторению. Возможные темы: “Можно ли обойтись в языке без какой-либо части речи?”, “Почему существительное называют дирижёром грамматического оркестра?”, “Достоинства местоимения”, “Что открыл мне толковый словарь”, “Чем полезен словообразовательный разбор?”, “Быть грамотным трудно... или полезно?”, “В разнообразии приставок таится разнообразие смысла” (К. Чуковский).