Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Исконно русские и заимствованные слова (окончание) - Лексика. Культура речи
Цели урока: развить представление о роли заимствованных слов, умение распознавать заимствованные слова, использовать сведения из этимологического словаря; дать представление о словаре иностранных слов; научить подбирать исконно русские синонимы к заимствованным словам.
Личностные УУД. Интерес к исследовательской деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Контроль. Познавательные УУД. Поиск необходимого материала в справочной литературе. Построение аналогий. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Оценка действий партнёра. Умение работать в команде.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
1. — Какие слова в пушкинской фразе Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке не являются исконно русскими? Из каких языков они пришли в русский язык?
Ответ: ямщик, тулуп, кушак — тюркские слова.
2. Игра “Верёвочка”. Работаем по вариантам: 1-й вариант — из французского слова пиджак сделать тюркское кафтан (пиджак — аксакал — аллейка — кафтан; пиджак — актёр — ёршик — икра — ракушка — кафтан); 2-й вариант — сделать наоборот (это задание сложнее: кафтан — антоним — имечко — копи — пиджак).
II. Проверка домашнего задания.
Работа в парах: учащиеся диктуют друг другу слова из домашнего упражнения (записывают на листах). Одна пара работает у доски. Комментируя работу этой пары, класс повторяет сведения о заимствованных словах, дополняя ответы словами, использованными в лингвистической разминке.
— Вы узнали о происхождении слова бумага. Как вы думаете, слово бумажник тоже является заимствованным? (Нет, оно исконно русское.)
III. Работа по теме урока.
1. — А. Пушкин назвал русский язык “переимчивым и общежительным”. Как вы думаете, что он имел в виду? Докажите своё мнение, опираясь на известные вам слова.
2. Знакомство со словарём иностранных слов: учитель предлагает для работы имеющиеся в кабинете словари, использует раздаточный материал или подготовленные слайды. Статью словаря иностранных слов можно сопоставить со статьёй этимологического словаря. (Приведены выдержки из “Толкового словаря иностранных слов” Л. Крысина и “Этимологического словаря русского языка” Н. Шанского и Т. Бобровой. Учитель может использовать на уроке ресурсы сайта “Академик”.)
Вестибюль, -я, м. (фр. vestibule < лат. vestibulum — вход, передняя). Большое помещение перед входом во внутреннюю часть здания, преимущ. общественного. В. института.
Вестибюль. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где vestibule — сени, прихожая < лат. vestibulum — площадка перед домом, вход (ср. передняя), сложения *vero — дверь и stabulum — остановка, стоянка, соответственно родственных словам ворота и стать.
3. Упр. 125 выполняется по вариантам устно и письменно. Поскольку в словаре учебника нет данных слов, учитель выносит их на доску, чтобы предупредить ошибки. Все слова записываются в личные словарики. По возможности используется словарь иностранных слов (учитель может подготовить раздаточный материал или вынести выдержки из словаря на доску).
К сведению учителя: слово ветеран заимствовано из французского языка, вентилятор — из немецкого (см. выдержки из словаря Л. Крысина). В эти языки слова пришли из латыни.
Ветеран, -а, м., одуш. (фр. veteran < лат. veteranus — старый, испытанный, опытный). 1. Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. В. Великой Отечественной войны. 2. Старый, опытный работник. В. труда. В. сцены.
Вентилятор, -а, м. (нем. Ventilator < англ. ventilator < лат. ventilare — развевать, проветривать). Устройство, служащее для вентиляции или для подачи потока воздуха.
Далее учитель рекомендует учащимся использовать словарь для поиска слов с элементом аква- (аквариум, акварель, акватория, аквамарин, акванавт, акваланг) и определения их лексического значения.
4. Групповая работа. Учащиеся должны собрать слова, в которых есть элемент: -риум, -тория, -марин-, -навт, объяснить его значение: 1) -риум — помещение, ёмкость: террариум, океанариум, атриум; 2) -тория — пространство, помещение: территория, обсерватория, амбулатория, лаборатория, аудитория; 3) -марин- — морская: марина (картина с морским видом), маринист, субмарина; 4) -навт — мореплаватель: космонавт, астронавт, океанавт, аргонавт, аэронавт.
5. Упражнение на соотнесение синонимов — слов заимствованных и исконно русских.
Полный, победитель, войско, грубый, нелепость, личный, своеобразный, столетник, образцовый, перерыв, себялюбие, рукоплескание, разумный, разбор, пренебрегать
Антракт, алоэ, вульгарный, армия, анализ, чемпион, оригинальный, персональный, абсурд, игнорировать, абсолютный, идеальный, аплодисменты, рациональный, эгоизм
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Самодеятельная работа с упр. 124 с последующей взаимопроверкой.
2. Осложнённый словарный диктант (на основе слов из учебника для 5 класса). Задание по вариантам: 1-й вариант — записать иноязычные слова; 2-й вариант — исконно русские (каждый вариант работы выполняет у доски один учащийся).
Айсберг, брошюра, жокей, проталина, партер, лекторий, тираж, изморозь, изморось, цикада, кабинет, лелеять, жюри, гравий, невзгода, квартал, лауреат, озимь, прерии, сувенир, омут, кроссворд, маяк, фауна, планетарий, парашют, флюгер, невежа, циновка.
V. Подведение итогов урока.
— Какие новые слова пополнили сегодня ваш лексический запас?
VI. Домашнее задание. 1) Упр. 127. 2) Индивидуально: подготовить сообщение о происхождении названий месяцев календаря с помощью разных словарей (задание можно предложить нескольким учащимся).