Основные способы образования слов в русском языке - Словообразование. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Основные способы образования слов в русском языке - Словообразование. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами образования слов, с понятием словообразовательная пара; выработать алгоритм определения способа образования слов; формировать навык словообразовательного анализа.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому материалу. Регулятивные УУД. Личностная рефлексия. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя, её переработка. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Умение вести диалог.

Предварительные замечания. При использовании материала из упр. 168 учитель, в зависимости от уровня подготовки учащихся, может обратить их внимание на то, что в современном языке слово сад имеет своё словообразовательное гнездо, в которое входят слова садовник и садовод, а слова посадки и рассада — из словообразовательного гнезда глагола садить. (Исторически первичен глагол, а существительное сад производно.)

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Даны слова: оторвать, отчество, отбросы, отозвать, отощать, оттепель, отделить, отёк, ответ, отоспаться, отвага, отрезветь, отставка, отопительный, отрок, отодвинуть.

— Выделите в словах приставки, найдите слова, в которых приставок нет. Запишите слова по группам.

Без приставки

О-

От-

Ото-

Отчество,

ответ,

отвага,

отрок

Отощать,

отёк,

отрезветь,

отопительный

Оттепель,

отставка,

отделить,

отбросы

Оторвать,

отозвать,

отоспаться,

отодвинуть

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. Учащиеся читают подобранные рифмы и свои стихи. Учитель может предложить классу вместе сочинить стихотворение (пример дан ниже).

Мы обновили интерьер,

Купив зеркальный шифоньер.

Теперь наш гордый бультерьер

В нём видит весь свой экстерьер.

— Чем отличаются слова, которые рифмуются в этом стихотворении, от слов из лингвистической разминки? (Они заимствованные.)

— Вспомните, сколько процентов заимствованных слов в русском языке. (См. материалы учебника на с. 67: 10 %.)

— За счёт чего в первую очередь пополняется состав нашего языка?

— Как называется раздел науки о языке, который изучает этот процесс?

— Сформулируйте, исходя из определения понятия словообразование, что нам предстоит изучить в первую очередь, осваивая этот материал.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель, опираясь на знания учащихся о производных и непроизводных словах (Урок 42), предлагает решить, значение какого слова в каждой из предложенных пар первично, а какого — вторично.

Земля — земляной,

рука — рученька,

жёлтый — желтизна,

птенец — птенчик,

парашют — парашютист,

соль — солить

Брать — убрать,

правда — неправда,

автор — соавтор,

добрый — предобрый,

скакать — прискакать,

бежать — забежать

Море — приморье,

окно — подоконник,

шум — бесшумный,

петь — подпевать,

круг — окружить,

школа — дошкольный

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

— Какое из двух слов имеет более сложный состав?

— Какое из двух слов более ёмкое по смыслу? За счёт чего происходит наращивание смысла? (Учащиеся повторяют, что не только корень слова имеет значение, но приставки и суффиксы тоже значимые части слов.) Учитель может предложить записать этот вывод схематически.

Парашютист = парашют + суффикс -ист-: “человек” (человек с парашютом);

предобрый = добрый + приставка пре-: “очень” (очень добрый).

2. Учитель сообщает учащимся, что такие пары слов называются словообразовательными парами (учащиеся читают определение на с. 174, повторяют его), и даёт задание найти такое средство, с помощью которого образовались от исходных слов новые слова.

— Как называются эти языковые средства? Образуйте от слова морфема прилагательное с помощью суффикса, полученное прилагательное и есть название способа образования слов с помощью морфем — морфемный. Сколько разновидностей морфемного способа словообразования представлено в таблице? Дайте им названия.

3. На основе записанных пар слов учащиеся под руководством учителя создают алгоритм определения способа образования слов (можно опереться на записанную выше схему).

1) Определяем лексическое значение слова через однокоренное слово

парашютист — человек, который прыгает с парашютом

подводный — такой, который находится под водой

2) Выделяем морфему, которая прибавилась к исходному слову

суффикс -ист-

приставка под- + суффикс -н-

3) Делаем вывод о способе образования

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

4. Опираясь на данный алгоритм, учащиеся выполняют упр. 170. (Учителю следует учесть, что слово лесник имеет двойную мотивацию. Это также отражается в упр. 175, поэтому ответ на вопрос задания может быть положительным: лесной → лесник, т. е. лесной сторож.)

5. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в процессе образования слов при прибавлении суффиксов могут происходить некоторые изменения: чередование звуков, усечение основы и др. Примеры этих изменений учащиеся находят в выполненных заданиях (рученька, птенчик, лужок). В сильном классе можно расширить данное представление, предложив учащимся подготовить сообщение по таблице.

Чередование

Заяц и заячий; горький → горчить; закрепить → закрепление; медведь → медвежонок; визжать→ визг; вишня → вишенка

Усечение основы (усекается конечная часть основы исходного слова, как правило, суффикс, а также конечный гласный несклоняемого существительного)

Самбо → самбист; кенгуру → кенгурёнок; Камчатка → камчатский; жулик → жульничать; дудка → дудеть; крепкий → крепыш; низкий → снизить

Наложение морфем (совмещение конца одной и начала другой морфемы)

Смоленск → смоленский; лиловый → лиловатый; розовый → розоватый; ссориться рассориться

Наращение основы (появление незначащих элементов между морфемами)

Жить → жилец; хранить → хранилище; петь → певец; купе → купейный; Клязьма → клязьминский

IV. Тренировочные упражнения на закрепление изученного. Выполняются упр. 171, 174.

V. Подведение итогов урока.

— Как умение видеть процесс образования слова помогает определить его лексическое значение и не допустить орфографических ошибок?

VI. Домашнее задание. Записать по 5 производных слов с корнями -голос-, -гриб-, -свеж-, определить способ их образования.






Для любых предложений по сайту: [email protected]