Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Несклоняемые имена существительные - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с понятием несклоняемые слова и лексическими группами несклоняемых существительных; научить распознавать несклоняемые существительные, разграничивать несклоняемые и склоняемые существительные, определять падеж несклоняемых существительных.
Личностные УУД. Формирование интереса к учебной деятельности. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Совершенствование устной речи. Умение работать в группе.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Заслушиваются 2—3 выступления, подготовленные дома. Учащиеся отвечают на вопросы: какие языки дали больше всего русских имён? С чем это связано?
II. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Игра “Третий лишний”.
1) Виноград, винегрет, винодел (сложное, исконное); 2) темени*, знамени, имени (*имеет омоним — форму слова темень); 3) вестибюль, фойе, гардероб (не склоняется); 4) пальто, кюре, рантье (неодушевлённое); 5) пони, колибри, киви (не птица; второй ответ: киви; омонимы: фрукт и животное); 6) Дели, Тбилиси, Миссисипи (река).
— Соберите все существительные, которые не склоняются. Как вы их обнаружили? Что ещё связывает все эти слова? Какие слова пришли в русский язык из французского? Как вы их обнаружили? (По ударению на последний слог.) Можете ли вы сказать, из каких языков пришли в русский язык остальные слова? Воспользуйтесь для ответа словарями. Найдите среди названий языков несклоняемые существительные. (Пони, Миссисипи — английский; колибри — испанский; Тбилиси — грузинский; киви — мАори; Дели — хИнди).
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа с материалами учебника на с. 140—141 с опорой на сделанные выше наблюдения. Учащиеся перерабатывают информацию, представленную в пунктах а) — в), в форму таблицы, подбирают собственные примеры. (В последнем пункте г) отражена неполная информация о несклоняемых сложносокращённых словах, она вносится в таблицу после сообщения учителя.) Учитель обращает внимание: в пункте а) на склонение в случае конечного безударного а (Лопе де ВЕга — пьесы Лопе де ВЕги; Булат ОкуджАва — песни Булата ОкуджАвы); в пункте б) на склонение аналогичных имён и фамилий лиц мужского пола (романы Вальтера Скотта).
2. Сообщение учителя о несклоняемых сложносокращённых словах.
Не склоняются, помимо указанных, также сложносокращённые слова буквенного характера, оканчивающиеся на согласный: СНГ, ЭВМ, ВДНХ, МКС. Звуковые аббревиатуры на согласный могут склоняться и не склоняться в зависимости от сферы использования слов. Последовательно склоняются аббревиатуры, обозначаемые строчными буквами (либо имеющие два варианта написания1) и представляющие собой нарицательные понятия: вуз, втуз, дот, загс и др. Аббревиатуры, обозначаемые заглавными буквами, в книжной речи не склоняются, в разговорной могут склоняться: встретимся у ТЮЗа; стоял на МКАДе; работать в МИДе.
3. Выполнение упр. 266 сопровождается орфоэпической работой. Учащиеся проговаривают слова, отрабатывая ударение и норму произношения согласных перед е. Можно предложить мини-соревнование двух групп добровольцев: какая из групп за отведённое время вспомнит больше слов с твёрдым / мягким согласным перед е. Пока группы готовятся к ответу, класс подбирает рифмы к словам плато и жалюзи.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Выполнение упр. 270 под контролем учителя и с его комментариями. Необходимо обратить внимание на правильное склонение (как прилагательных) фамилий Толстой, Горький, Твардовский; на склонение белорусского антропонима Янка Купала — стихи Янки Купалы (в учебном материале не представлены образцы склонения восточнославянских имён).
V. Подведение итогов урока. Взаимоопрос по материалам урока.
VI. Домашнее задание. Упр. 269.
1 Таких слов немного, к их числу относятся загс и ЗАГС, нэп и НЭП. Слово вуз пишется только строчными буквами.