Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Из чего состоят слова - Урок 2 - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Актуализация знаний.
— Какие виды словарей вам известны?
— Чем словари отличаются от книг?
— Как может строиться словарная статья?
II. Знакомство со словарями. Презентации морфемных и словообразовательных словарей.
III. Работа со словарями.
3.1. Разберите по составу слова улитка, улей, улица. Подберите к ним однокоренные слова. При необходимости обратитесь к нужным словарям.
3.2. Запишите предложение. Построив схему, объясните постановку знаков препинания.
Люди забыли древнее слово “ула”, забыли, как были образованы слова “улитка”, “улей” и “улица”, поэтому суффиксы в этих словах срослись с корнем.
IV. Состав слова и орфография. Правописание приставок и корней слова.
4.1. Упр. 137.
*Ъ (твёрдый знак) занимает межморфемное пространство, не входит ни в приставку, ни в корень.
4.2. Словарный диктант (с. 127).
*Необходимо вспомнить правила правописания приставок.
— Какие группы слов можно выделить?
— Чем обусловлено правописание пропущенных букв в каждой группе слов?
— Какие слова должны попасть в две группы?
— Какое слово не вошло ни в одну из групп? Объясните правописание ъ в нём, запишите свои примеры на это правило.
— Спишите слова по группам. Выделите орфограммы.
4.3. Упр. 138.
V. Правописание суффиксов.
5.1. Упр. 139.
5.2. Упр. 141 (задание 1).
— Чем является -ушк- в словах рябинушка, черёмушка, пушка, подушка?
VI. Привлечение фонетического разбора при морфемном анализе слова. Упр. 143.
VII. Подведение итогов урока. Упр. 142.
VIII. Рефлексия.
IX. Дифференцированное домашнее задание. § 20.
1 вариант — упр. 136.
2 вариант — упр. 140.
3 вариант — упр. 141 (задание 2).