Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание суффиксов глаголов, причастий и деепричастий
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Реликвия 2. Раритет 3. Фолиант 4. Харизма |
A. Обаяние, способность влиять на людей. Б. Толстая книга большого формата, обычно старинная. B. Редкая вещь, явление. Г. Свято хранимая вещь как память о прошлом. Д. Драгоценный камень. |
Правописание суффиксов глаголов, причастий и деепричастий |
Сопоставляем! |
В какой строке пишется одна и та же буква? А 1) завид..вать, приказ..вать, информир..вать, завед..вать; 2) поскрип..вать, отказ..вать, угад..вать, опрокид..вать; 3) обслед..вать, агитир..вать, праздн..вать, запис..вать; 4) зала..в, обид..в, увид..в, просе..в; 5) обессил..в (врага), замет..в, закле..в, (город) обезлюд..л. Б 1) зате..ли, разве..ли, раскле..ли, раста..ли; 2) успоко..вшийся, увид..вший, замет..вший, завис..вший; 3) наде..вшийся, раска..вшийся, кле..вший, ла..вший; 4) обвеш..нный (орденами), выслуш..нный, задерж..нный, выкач..нная (нефть); 5) перемеш..нная (глина), взвеш..нные (конфеты), развеш..нное (белье), замеш..нное (тесто). В 1) дыш..щий, гон..щийся, незнач..щий, наде..щийся; 2) стел..щийся, брезж..щий (рассвет), колыш..щийся, стро..щийся; 3) кле..щий, ненавид..щий, терп..щий, завис..щий; 4) завис..мый, невид..мый, колебл..мый, слыш..мый; 5) движ..мый (состраданием), ненавид..мый, удосто..н (награды), досто..н (похвалы). |
1. Глагольные суффиксы -ова-, -ева- пишутся в том случае, если в форме 1-го л., ед. ч. (я) суффикс исчезает (например, танцевать, т.к. я танцую); 2. В глаголах прош. вр. перед суффиксом -л-, в деепричастиях перед суффиксом -в-, в причастиях прош. вр. перед суффиксами -вш-, -нн- пишите ту же гласную, что и в инфинитиве перед -ТЬ-: усеять — усеял — усеявший — усеянный. Это не касается глаголов с инфинитивом на -ить-, т.к. страдательное причастие прош. вр. образуется от них с помощью суффикса -енн-, (напр.: оклеить — оклеенный; суфф. -и- усекается). 3. Написание суффиксов причастий наст. вр. определяется спряжением глагола, от которого образовано причастие: от глаг. I спр. — -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем- (искл.: движимый); от глаг. II спр. — -------------------- ащ-/-ящ, -им- (искл.: брезжущий). |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
Новая жизнь в Лысых Горах
(1)Где тишина? (2)Где строгий дворецкий и почтительный лысый управляющий Алпатыч, закладывавший руку за пазуху при всяком упоминании о князе Болконском? (3)Где величественный маленький старик, каждое утро выходивший на свою неизменную прогулку?
(4)Прошло восемь лет с тех пор, как умер старый князь и погиб его сын Андрей. (5)Уже семь лет, как княжна Марья Болконская стала графиней Марьей Ростовой. (6)Всё изменилось в Лысых Горах: и дом, и сад, и поместье. (7)Всё заново отстроено после войны. (8)Новый хозяин — граф Николай Ильич Ростов — поставил всё прочно и крепко.
(9)Имение Болконских в хороших руках: обширный дом способен вместить до ста человек гостей; жизнь идёт спокойная, “ненарушимо правильная”; хозяин заботится не только о своём имуществе, но и о крестьянском; весной и летом Николай занят урожаем, осенью — охотой, зимой — чтением серьёзных книг.
(10)У хозяйки — свои заботы: хлопоты о доме, о муже, дети, их воспитание, дневник, в котором она записывает свои мысли о детях...
(11)Обе семьи, Ростовых и Безуховых, живущие в эпилоге в старом лысогорском доме, счастливы. (12)Но, вопреки утверждению Толстого в “Анне Карениной”, что все счастливые семьи счастливы одинаково, они счастливы по-разному. (13)Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, на том, что её “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая.
(14)Удивление перед “возвышенным нравственным миром” любимого человека всегда играет огромную роль в любви и браке. (15)Николай не переставал удивляться и потому гордился своей женой, не завидуя тому, что она умнее его, её душевный мир значительней, а радуясь, “что она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого”.
(16)А графиня Марья, при всей своей глубокой внутренней жизни, “чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймёт всего того, что она понимает”, и не спорила с мужем о тех вещах, о которых — она знала — спорить бесполезно.
(17)Для Николая главное в жизни — дом, дети, хозяйственные дела.
(18)Графиня Марья понимает, “что он слишком много приписывает важности этим делам”, но она знает и другое: “что не о едином хлебе сыт будет человек” — людям нужны не только материальные, но и духовные, нравственные ценности. (19)Тем не менее она не спорит с мужем. (20)Когда Николай говорит Пьеру слова, вызывающие у нас ненависть: “вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду” — графиня Марья не осуждает мужа, хотя в душе она не согласна с ним. (21)Но она женщина и мать, её главная забота — семья, и она старается сохранить свои отношения с мужем, если даже для этого приходится кривить душой.
(Н. Долинина)
1. Определите стиль речи данного текста.
2. Среди предложений 1-8 найдите такие, в которых встречаются следующие средства выразительности (укажите номера предложений):
анафора _______________________________________
риторический вопрос _____________________________
оксюморон______________________________________
3. Среди предложений 17-21 найдите то, в котором употребляется фразеологический оборот. Выпишите этот фразеологизм.
4. В первом абзаце текста найдите слово с чередующейся гласной в корне. Объясните, чем определяется её выбор.
5. Напишите к каким частям речи принадлежат слова: ГДЕ (предложение 1) _________________, СПОСОБЕН (предложение 9) _________________, ОТСТРОЕНО (предложение 7) _________________, МНОГО (предложение 18) _________________, ПОТОМУ (предложение 15) _________________, ЗАВИДУЯ (предложение 15) _________________, УМНЕЕ (предложение 15) _________________, ДАЖЕ (предложение 21) ______________________________________________________________________________________________________
6. Назовите способ образования следующих слов: ГЛАВНОЕ (предложение 17) _________________, ЗАНОВО (предложение 7) _________________, БЕСПОЛЕЗНО (предложение 16) _________________.
7. Выпишите из предложений 20-21 слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом.
8. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
9. Среди предложений 1-14 найдите сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными частями времени. Напишите их номера.
10. Среди предложений 8-14 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите их номера.
11. Объясните постановку двоеточия в предложениях 9, 10 и тире в предложениях 10, 20.
12. Среди предложений 9-16 найдите предложения, в которых есть обособленное обстоятельство уступки. Напишите их номера, в тексте подчеркните найденные обстоятельства.
13. Сколько частей в предложениях 13 и 16? Составьте их схемы, дайте характеристики.
14. Напишите эссе по прочитанному тексту. Согласны ли вы с утверждением Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково? Аргументируйте своё мнение.