Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание О-Ё после шипящих
Лексическая разминка
- Разберите слова-паронимы по составу. Составьте с каждым из них словосочетания.
Отчётливый — отчётный ______________________________________________
Понятливый — понятный ______________________________________________
Технический — техничный ____________________________________________
Безответный — безответственный _______________________________________
Добротный — добрый _________________________________________________
Грамматическая разминка
- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите исправленный вариант.
1) Пара туфель __________________________________
2) пять килограмм помидор________________________
3) поезжай домой ________________________________
4) возникнул вопрос______________________________
5) лазая по деревьям_____________________________
6) не машите так сильно___________________________
7) жгёшь дрова__________________________________
8) ляжьте на бок_________________________________
9) поезжай прямо________________________________
10) более моложе ________________________________
Орфографический тренинг
Правописание О—Ё после шипящих |
Сопоставляем! |
1 В какой строке во всех словах после шипящих пишется О? 1) галч..нок, кош..лка, душ..нка; 2) совершил подж..г, стаж..р, каблуч..к; 3) трещ..тка, свеч..й, чеч..тка; 4) холщ..вый, маж..р, плащ..м. 2 В какой строке во всех словах пишется Ё? 1) реш..тка, ещ.., смеш..н; 2) сгущ..нка, копч..ность, ноч..вка; 3) подж..г листву, щ..голь, ш..рох; 4) беч..вка, кумач..вый, трущ..ба. 3 В какой строке во всех словах пишется Ё? 1) молодож..ны, анч..ус, ш..ковый; 2) печ..нка, розовощ..кий, ч..порный; 3) обожж..н, тренаж..р, никч..мный; 4) парч..вый, стереж..т, капюш..н. 4 В каких строчках надо вставить одинаковые буквы? 1) зач..тный, руч..нка, горяч..; 2) обж..ра, нож..вка, ш..колад; 3) печ..т, нипоч..м, сильный ож..г; 4) искаж..н, туш..ный, щ..лочь. |
О—Ё после шипящих и Ц 1. В корне: если подбирается однокоренное слово с е (необязательно ударной), то пишите ё. 2. В суффиксах и окончаниях под ударением пишите о, кроме окончаний глаголов, суффиксов причастий и отглагольных сущ. — в них ё даже под ударением. 3. Будьте внимательны со словами-омонимами: ожог (сущ.) — ожёг (глаг.), поджог (сущ.) — поджёг (глаг.). |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Через минуту появился профессор Лев Владимирович Щерба — позже он стал академиком — высокий, статный, немолодой, с редкой просвечивающей бородкой и жидкими усиками, в пенсне, на которое поминутно спадала прядь волос, отменно воспитанный, поздоровался с нами, как с серьёзными людьми, и ломающимся, каким-то юношеским голосом сказал:
Ну вот. На чём мы там остановились в прошлый раз?..
(2)Вообще, у Щербы среди студентов была репутация чудака, и я не имел представления в ту пору, что занимаюсь с великим учёным, одним из основоположников современной структурной лингвистики, создавшим в ту пору учение о “грамматической связанности”, или “грамматической отмеченности”, о смыслах, которые мы улавливаем по конструкции фразы даже в тех случаях, когда подставляем слова, лишённые смысла. (3)Так, при мне он придумал и велел мне написать на доске фразу “Кудматая бокра штеко булданула тукасетенького бокрёночка” — абсолютно понятную русскую фразу, несмотря на то, что этих слов нет ни в русском, ни в каком другом языке. (4)Потом “бокру” заменила “глокая куздра”, но при мне была “бокра”!.. (5)Первое время я томился, уговаривал однокурсников пойти хоть раз побывать на этих занятиях, но простаков вроде меня не находилось. (6)А я мало-помалу так увлёкся этими занятиями, что жил не от воскресенья до воскресенья, а от среды до среды и посещал семинар в продолжение целых трёх лет до окончания университета. (7)Я не могу сказать, что никто, кроме меня, никогда не навещал в эти часы фонетический кабинет — это было бы неправдой, — но в основном на этих занятиях на одного профессора приходился один студент. (8)И этим студентом был я. (9)3а три года мы прошли восемнадцать строк вступления к “Медному всаднику”...
(10)После каждого занятия, положив перед собой лист бумаги и собираясь что-нибудь написать, я всё дольше задумывался над тем, какое слово мне написать, вспоминая заявления Щербы: “Я не знаю, как это сказать” и “Я не знаю, что это значит”. (11)Да так задумался, что, ещё не научившись писать, я полностью разучился писать, но благодарную память о занятиях со Щербой пронёс через всю жизнь. (12)Это был настоящий учёный. (13)Он не готовое излагал — он вслух мыслил. (14)Теперь-то я понимаю, сколько он дал мне, что это он приучил меня к бережному обращению со словом.
(Р. Назаров)
1. В каких предложениях автор использует оценочные слова для выражения отношения к человеку, о котором вспоминает? Укажите номера предложений, выпишите эти слова.
2. Определите стиль текста и типы речи, которые в нём находите.
3. Сколько словосочетаний со связью ПРИМЫКАНИЕ входит в предложение 11? Выпишите их.
4. Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное способом сложения с одновременным присоединением суффикса.
5. В предложении 2 найдите все причастия, выпишите их, укажите разряд, время, морфемный состав.
6. Из предложений 5-7 выпишите все производные предлоги.
7. Объясните постановку тире в предложениях 7, 13.
8. Найдите в предложениях 5-10 обособленное дополнение и обособленные обстоятельства. Подчеркните их в тексте. Укажите номера предложений.
9. В предложениях 1-3 найдите обособленное приложение. Выпишите его.
10. Среди предложений 7-14 найдите сложное предложение с обстоятельственной придаточной частью меры и степени. Укажите его номер.
11. Среди предложений 7-14 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите его номер и вид придаточных, сделайте схему.
12. А вы можете доказать, что фраза, придуманная Л.В. Щербой, “Кудматая бокра штеко булданула тукасетенького бокрёночка” — “абсолютно понятная русская фраза”, как утверждает автор текста?
13. Почему благодарную память о занятиях с Л.В. Щербой автор пронёс через всю жизнь? Запишите ответ в виде рассуждения из 6-8 предложений.