ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Русский язык 7 класс - диагностические работы - 2017 год

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВАРИАНТ 1

1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

позвонИт

каучУк

тОрты

повтОрит


2. В каком слове допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.

инженеры

двухтысячный (год)

их (вещи)

пара носок


3. В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

насл...ждение

заг...реть

г...ризонт

ар...матный


4. В каком слове написание приставки не зависит от звонкости или глухости последующего согласного? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

бе...сердечный

по...держка

ра...бежаться

чере...чур


5. Какое слово пишется с одной буквой Н? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

каме...ый

стари...ый

ю...ый

стекля...ый


6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова правильно.

(бело)розовый

(трех)летний

(кто)нибудь

(пол)тарелки


7. В каком примере НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Им в самом деле (НЕ)чего было бояться.

2) (НЕ)(у) кого было просить помощи.

3) (НЕ)хочется показаться грубым.

4) Река в этом месте вовсе (НЕ)глубокая.


Прочитайте текст. Выполните задания 8-16.

(1)Эволюция языка происходит на основе мельчайших изменений. (2)Этот процесс напоминает живую природу, рост, развитие, старение и увядание самого человека. (3)Смежные поколения (как считают учёные, это люди, которых разделяет примерно тридцать лет) обычно мало чем отличаются в языковом отношении. (4)Больше различий уже у дедов и внуков, и не только в наборе слов, но и в произношении, ударении, грамматике.

(5)Меня, например, долго удивляло, почему моя бабушка, окончившая классическую гимназию в начале XX века, упорно, как ни старались её поправлять, произносила библиОтека. (6)Много позже я узнал, что такое неправильное теперь ударение просто считалось нормативным прежде, оно встречается у Пушкина и других поэтов — его современников.

(7)И таких слов, постепенно изменивших место ударения, не десятки, а сотни!

(По К. Горбачевичу)

8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.

1) Изменения постепенно накапливаются в языке и становятся основой его эволюции.

2) Смежные поколения значительно различаются в языковом отношении, поэтому им трудно понять друг друга.

3) Различия в речи разных поколений проявляются не только в наборе слов, но и в произношении, ударении, грамматике.

4) Многие слова русского языка со временем изменили место ударения.


9. В каком значении употребляется в тексте слово ЭВОЛЮЦИЯ? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) развитие на основе постепенного накопления признаков

2) исчезновение различий

3) коренные изменения, переворот в жизни общества

4) восстановление, возобновление


10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима? Выпишите номер правильного ответа.

1) 2

2) 4

3) 6

4) 7


11. Из предложения 6 выпишите слова, образованные приставочным способом.


12. Из предложений 1-3 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.


13. Из предложения 7 выпишите словосочетание, соответствующее схеме:


14. Сколько грамматических основ в предложении 6? Напишите соответствующую цифру.


15. В каком(-йх) предложении(-ях) первого абзаца запятые разделяют однородные члены? Напишите номер(-а) предложения(-ий).


16. Как вы понимаете выражение: “Язык есть явление развивающееся”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке в области орфоэпии (нормативного произношения).











ВАРИАНТ 2

1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

алфавИт

досУг

тортЫ

облегчИть


2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.

поезжайте

шоферы

(нет) чулок

ихний


3. В каком слове пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разж...гать

оз...ренный

п...рамида

погл...щать


4. В каком слове написание приставки зависит от ее значения: “приближение”? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

по...бежать

пр...сесть

пр...града

пр...нести


5. Какое слово пишется с одной буквой Н? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

посторо...ий

деревя...ый

румя...ый

осе...ий


6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.

(северо)запад

(кое)с чем

(сельско)хозяйственный

(темно)синий


7. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Им в самом деле (Не)кому рассказать об этом.

2) Это был (Не)взрачный человечек маленького роста.

3) (Не)могу отказать вам в просьбе.

4) Река в этом месте (Не)глубокая, но широкая.


Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.

(1)В русском языке есть немало слов, которые со временем изменили свое лексическое значение. (2)Например, слово вратарь обозначало когда-то монаха, который был стражем у входа в монастырь. (3)Со временем такого сторожа стали называть привратником, а много веков спустя слово вратарь обрело новую жизнь и теперь обозначает игрока спортивной команды, защищающего ворота.

(4)Множество слов утрачено языком, но на их основе образованы другие. (5)Следы древнего существительного коло (“круг, что-то вращающееся”) находим в словах колесо, околица, коловорот, колея и др. (6)От старинного слова здо (“глина, стена из глины”) образованы хорошо известные нам слова здание, создать, зодчий. (7)А слова лопата, лопух, лопасть появились на основе исчезнувшего существительного лоп — “лист”.

(8)Вот почему Н.В. Гоголь когда-то сказал о русском языке: “Живой как жизнь”.

(По материалам учебника “Русский язык” С. И. Львовой и В. В. Львова)

8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.

1) Словом “вратарь” в старину называли монаха, охраняющего вход в монастырь.

2) В русском языке нет слов, со временем изменивших свое значение.

3) Слово “здание” образовано от утраченного современным языком слова “здо”.

4) Лексика языка постоянно обновляется: на месте утраченных слов появляются другие.


9. В каком значении употребляется в тексте слово КОМАНДА? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) устный приказ установленной формы

2) автоматически передаваемый сигнал

3) отряд, воинское подразделение

4) спортивный коллектив


10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и однокоренного слова? Выпишите номер правильного ответа.

1) 2

2) 3

3) 6

4) 7


11. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.


12. Из предложений 1-3 выпишите существительное, которое не имеет формы единственного числа.


13. Из предложений 1-2 выпишите словосочетания, соответствующие схеме: image18


14. Сколько грамматических основ в предложении 4? Напишите соответствующую цифру.


15. Во втором абзаце найдите сложное предложение, в котором запятая разделяет его части. Напишите номер этого предложения.


16. Как вы понимаете выражение: “Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа” (И. Срезневский)? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в лексике языка.











ВАРИАНТ 3

1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

квартАл

щАвель

чЕрпая

свЁкла


2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.

пятьюстами (рублями)

(много) яблок

поезжай

более лучший


3. В каком слове пропущена непроверяемая безударная гласная корня? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пост...реть

заг...релый

уп...раться

ф...нтазия


4. В каком слове написание приставки зависит от ее значения: “неполное действие”? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пр...дательский

пр...сесть

пр...града

пр...нести


5. Какое слово пишется с двумя буквами Н(НН)? Выпишите это слово, вставив пропущенные буквы.

серебря...ый

стекля...ый

румя...ый

кожа...ый


6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.

(ярко)красный

(железно)дорожник

(кое)о чем

(пол)апельсина


7. В каком примере НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

И туман, и (Не)погоду осень поздняя несет.

(Не)хватает времени прочитать все книги домашней библиотеки.

Бывает, что (Не)(у) кого просить помощи.

Река в этом месте вовсе (Не)глубокая.


Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.

(1)Язык — это живой и беспрерывно изменяющийся организм, в котором все находится в постоянном движении и развитии.

(2)Со временем исчезают или видоизменяются звуки, слова, грамматические формы. (3)Исторический анализ языковых фактов открывает удивительные подробности. (4)Учёные выяснили, что в древнерусском языке, например, было не два числа, а три: единственное, множественное и двойственное. (5)Сегодня мы считаем, что в словосочетании два брата существительное стоит в форме родительного падежа единственного числа, и не подозреваем, что это бывшая форма двойственного числа. (6)Вспомним пушкинское: Глядь, поверх текучих вод Лебедь белая плывет... (7)А ведь мы прекрасно знаем, что в современном языке слово лебедь мужского рода. (8)Эти и многие другие примеры подтверждают, что язык — явление живое, развивающееся.

(По материалам периодической печати)

8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.

1) Слова, звуки, грамматические формы с течением времени изменяются.

2) В древнерусском языке было, кроме единственного и множественного, еще и двойственное число.

3) Исторический анализ позволяет выявить много интересного о языковых фактах.

4) Следы форм двойственного числа не сохранились в современном русском языке.


9. В каком значении употребляется в тексте слово АНАЛИЗ? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) определение состава вещества

2) всестороннее рассмотрение

3) метод исследования

4) рассмотрение явления по частям


10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью союза, частицы и лексического повтора? Выпишите номер правильного ответа.

1) 2

2) 4

3) 7

4) 8


11. Из предложения 2 выпишите слово, образованное сложением основ.


12. Из предложений 3-4 выпишите качественное прилагательное.


13. Из предложений 2-3 выпишите словосочетания, соответствующие схеме: image32


14. Сколько грамматических основ в предложении 1? Напишите соответствующую цифру.


15. Среди предложений 1-3 найдите такое, в котором запятая разделяет однородные члены. Напишите номер этого предложения.


16. Как вы понимаете высказывание известного поэта С.Я. Маршака: “Язык изменчив, как изменчива сама жизнь”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке на грамматическом уровне.











ВАРИАНТ 4

1. В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук? Выпишите это слово.

понялА

партЕр

полОжить

цемЕнт


2. В каком случае допущена ошибка в образовании формы слова? Выпишите это слово, исправив ошибку.

торты

(нет) носков

ихний

клади (на место)


3. В каком слове пропущена чередующаяся безударная гласная корня? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

посм...треть

г...ризонтальный

пост...лить

п...рочинный (нож)


4. В каком слове написание приставки не зависит от ее значения? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

и...следователь

не...гораемый

ра...пустить

прево...нести


5. Какое слово пишется с двумя буквами Н(НН)? Выпишите это слово, вставив пропущенные буквы.

серебря...ый

гуси...ый

олов...ый

песча...ый


6. Какие два слова пишутся через дефис? Раскройте скобки и выпишите эти слова.

(древне)русский

(юго)восток

(кое)что

(железо)бетонный


7. В каком примере НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сестра напомнила о (Не)давнем разговоре.

2) (Не)доуменье овладело всеми в зале.

3) Дом у реки был (Не)большой, но чистый и уютный.

4) (Не)(с) кем поделиться новостями.


Прочитайте текст. Выполните задания 8—16.

(1 Современный русский алфавит не появился внезапно. (2)На протяжении тысячи лет он постепенно складывался на основе кириллицы — азбуки, созданной просветителями Константином (Кириллом) и Мефодием для перевода греческих богослужебных книг на славянские языки.

(3)Алфавит часто сравнивают с таблицей умножения: его тоже нужно знать назубок. (4)Только если дважды два всегда было четыре, то буквы на протяжении своей истории меняли начертание и значение. (5)Современные названия русских букв — “а”, “бэ”, “вэ” — стали употребляться чуть более века назад. (6)До этого каждая буква кириллицы имела свое название, данное по слову, которое с нее начиналось: А — “азъ” (“я”), Б — “буки” (“буква”), Д — “добро”, П — “покой”. (7)Хотя старые названия букв теперь не употребляются, многие из них продолжают жить в русском языке в поговорках, пословицах и устойчивых выражениях.

(По материалам Интернета)

8. Какое предложение содержит информацию, не соответствующую содержанию текста? Запишите номер этого предложения.

1) Современный русский алфавит складывался в течение веков.

2) В основе современного русского алфавита лежит кириллица.

3) Названия и начертания букв алфавита с течением времени не меняются.

4) Старинные названия букв сохранились в пословицах, поговорках, фразеологизмах.


9. В каком значении употребляется в тексте слово ЯЗЫК? Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) речь, способность говорить

2) подвижный мышечный орган в ротовой полости человека и животных

3) народ, нация

4) исторически сложившаяся система знаков (единиц) для общения


10. Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения? Выпишите номер правильного ответа.

1) 2

2) 4

3) 6

4) 7


11. Из предложения 2 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.


12. Из предложения 6 выпишите определительное местоимение.


13. Из предложений 3-5 выпишите словосочетание, соответствующее схеме: image39


14. Сколько грамматических основ в предложении 7? Напишите соответствующую цифру.


15. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором запятая разделяет части сложного предложения. Напишите номер этого предложения.


16. Как вы понимаете смысл высказывания современного лингвиста К. Горбачевича: “Изменение — это неизбежный спутник языковой истории”? Напишите небольшой текст-рассуждение (около 50 слов), используйте для доказательства материал из прочитанного текста. Включите в сочинение свой пример изменений в языке в области графики.
















Для любых предложений по сайту: [email protected]