Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ПОДГОТОВКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - ПОВТОРЕНИЕ
Объяснительные диктанты
I
* * *
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
(А. Пушкин)
• Какой выразительный фонетический приём лежит в основе поэтических строк А. Пушкина? (Ключ: В основе поэтических строк Пушкина — звукопись: аллитерация. Комбинация созвучий согласных и гласных звуков.)
• Какие звуки повторяются? Какова роль звукописи в данных строках?
• Отметьте в записанных строках слова, в которых букв меньше, чем звуков. Объясните причину данного несоответствия.
II
* * *
Около кола вьюн и хмель вьются на плетень,
Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
• Выучите текст записанной скороговорки и проговорите её, чётко произносите каждый звук.
• Найдите слова с Ь. Одинакова ли роль Ь в словах скороговорки?
• Запишите транскрипцию слов вьюн, хмель, вьются, плетень, плетутся.
III
• Послушайте стихотворение Я. Хелемского “Узелок на память”. Какова его главная мысль?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно Поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлён и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень —
Поступь,
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
• Запишите стихотворение под диктовку.
• Найдите родственные слова, выделите в них корень.
• Какова роль однокоренных слов в стихотворении Я. Хелемского?
• Найдите: а) обособленное определение, выраженное причастным оборотом; б) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Выделите обособленные члены графически, определяемые слова возьмите в прямоугольник.
• Найдите слова с орфограммами: а) “Чередующаяся безударная гласная корня”; б) “Проверяемая безударная гласная корня”. Выделите корень, обоснуйте выбор гласной буквы.
• Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.
• Укажите части речи в предложении 1.
IV
• Послушайте стихотворение Ф. Тютчева, в котором он описывает грозу ночью. Отметьте выразительные языковые средства, помогающие поэту описать грозу.
• Запишите поэтические строки под диктовку.
* * *
Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало...
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землёю,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою.
(Ф. Тютчев)
• Подчеркните устаревшие слова. Что они означают?
• Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: “Какова роль книжных устаревших слов в тексте стихотворения Ф. Тютчева “Не остывшая от зною...”?” (Ключ: устаревшие слова придают тексту стихотворения настроение торжественное, возвышенное; помогают поэту изобразить величественное и загадочное природное явление. Гроза в стихотворении — живая, у неё есть глаза-зеницы. Зеница — зрачок; но здесь “зеница” — глаз.)
• Выпишите из текста стихотворения по три слова с орфограммами: 1) “Чередующаяся безударная гласная корня”; 2) “Проверяемая безударная гласная корня”. Выделите корень, обоснуйте выбор гласной буквы.
V
• Послушайте текст. Озаглавьте. Что вы вынесете в заголовок: тему или главную мысль?
• Запишите текст под диктовку.
Художники копируют картины предшественников. Это нужно для полного овладения мастерством. И, овладев им, они начинают писать по-своему. Подражать своему руководителю, следовать его примеру, усваивать его манеру и технику... вовсе не зазорно. Только усвоив искусство учителя, можно сделать самому что-либо важное и оригинальное.
(По А. Фокину)
• Объясните правописание слов копируют, по-своему, подражать, вовсе не зазорно, искусство, что-либо, оригинальное.
• Среди каких частей речи наречие по-своему (из третьего предложения) имеет созвучную форму? Докажите, составив соответствующее предложение.
• Найдите в тексте самостоятельные неизменяемые части речи, укажите их морфемный состав. В чём особенность их морфемного строения?
• Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста, начертите его схему.
VI
• Определите стиль речи текста, свой ответ аргументируйте.
• Запишите текст под диктовку.
Отчего происходят землетрясения?
Учёные выяснили, что земная кора не является монолитной. Она расколота на отдельные блоки — литосферные плиты, которые медленно перемещаются относительно друг друга. Когда эти плиты расходятся или сталкиваются, в литосфере накапливаются упругие напряжения. В результате этих напряжений происходит разрыв и перемещение больших масс земли, сопровождающиеся сотрясениями большой силы.
(По Г. Ананьеву)
• Определите способ образования слов медленно, землетрясение.
• Разберите по составу слова сопровождающиеся, расколота, перемещаются, выяснили. Вспомните, какие общие морфологические признаки имеют данные части речи.
Распределительный диктант
• Запишите слова в три колонки: 1) в слове букв больше, чем звуков; 2) букв меньше, чем звуков; 3) количество букв и звуков в слове совпадает.
Ёж, уж, ель, маяк, мяч, тень, бельё, биться, съешь, уют, сесть, съесть.
• Допишите в каждую колонку по два своих примера.
• Найдите слово, которое имеет омонимы в других частях речи. Составьте с ним предложения, в которых это слово принадлежало бы к разным частям речи.
Объяснительные диктанты
I
Земля, подъезд, смеяться, сшить, лётчик, двадцать, шестнадцать, ещё, льёшь.
• Подчеркните слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните данное фонетическое несоответствие.
• Определите способ словообразования слова подъезд. Приведите свой пример такой же словообразовательной модели.
II
Комментарий
Если засушить цветок,
и травинку, и листок,
то получится гербарий.
Если в дом сложить
планеты,
солнце, звёзды и кометы —
выйдет славный планетарий!
Нарисуйте вместе страны,
континенты, океаны —
будет карта полушарий...
Ну, а если кто-то плачет
после каждой неудачи:
широко откроет рот —
и ревёт, ревёт, ревёт...
Слёзы льются, не кончаются.
Что при этом получается?
Получается реварий.
* Эта сноска — комментарий.
(Сидор Тяфф)
• Найдите в тексте слово, специально придуманное автором. По какой словообразовательной модели создано это слово?
• Есть лив тексте другие слова, соответствующие этой модели? Обоснуйте своё мнение.
(Ключ: Сидор Тяфф создал шутливое “реварий”: к корню, взятому у слова “ревёт”, прибавлен суффикс “-арий”. По такому же образцу созданы слова: комментарий, планетарий.)
• Определите способ образования слова полушарий.
• Проведите морфологический разбор слова нарисуйте.
III
• Послушайте фрагмент размышлений известного русского писателя Валентина Распутина о природе и о человеке. Что тревожит автора?
Байкал... Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно... тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего.
А очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие Байкала!..
...Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. Теперь мы стали иными. И всё-таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, а над самим батюшкой Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой?..
Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом.
• Какими выразительными языковыми средствами создаётся острый публицистический пафос текста?
• Выпишите из третьего абзаца текста служебные части речи: частицы, союзы.
• Докажите, что в записанном тексте слова за то, оттого имеют созвучные слова среди других частей речи (составьте и запишите соответствующие предложения). Укажите, к каким частям речи относятся созвучные слова, объясните их правописание.
• Найдите в записанных предложениях наречия. Разберите их по составу. В чём особенность морфемного строения наречий? Какая ещё часть речи в русском языке не изменяется?
IV
• Послушайте текст. Назовите автора и произведение, из которого взяты данные строки.
• Запишите под диктовку.
...Григ писал музыку для Дагни Педерсен. Писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Писал и видел, как навстречу ему, в золоте осеннего листопада, бежит, задыхаясь от радости, девочка с зелёными сияющими глазами.
“Ты как солнце, — говорил Григ. — Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвёл белый цветок и наполнил всё твоё существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.
Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься”.
(По К. Паустовскому)
Творческий диктант
Оловянная, масляная, жужжащий, визжащая, впечатляющий, неотъемлемая, съесть, приусадебный, сэкономить.
• Распределите записанные слова по колонкам таблицы.
Слова, в которых букв больше, чем звуков |
Слова, в которых букв меньше, чем звуков |
Слова с равным количеством букв и звуков |
Контрольные диктанты
I
Поклон, умение опустить голову, покорность — это совсем не рабское качество. Это культура человека, понимающего, что кроме “Я” существуют и другие.
Как мы поздравляем старших по возрасту? Молодёжь вручает подарки с поднятой головой. Склонять голову — уже не в нормах нашего этикета.
А на Востоке Новый год встречают особенно. Обязательно дети и внуки приходят к родителям и бабушкам и кланяются им в ноги.
Когда-то на Руси было то же самое: приходили дети и в низком поклоне склоняли головы перед своими родителями.
Можно ли сегодня представить, что вдруг появился бы у нас День благодарности старшему поколению? А в Японии такой день есть в сентябре, есть государственный праздник — День благодарения старшего поколения. Если на протяжении тысяч лет остаётся День благодарения старшего поколения, то, конечно, будет тот стержень взаимоотношений и правильных этикетных норм, о которых мы сейчас можем только мечтать. Конечно, будет. Потому что с рождения ребёнок в этот день приходит к своим родителям и, склоняясь в низком поклоне перед ними, поздравляет и благодарит.
(По А. Акишину)
Примечание: сказать о постановке двоеточия.
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор предложения “Обязательно дети и внуки приходят к родителям и бабушкам и кланяются им в ноги”.
2. Определите части речи в предложении “Когда-то на Руси было то же самое: приходили дети...”.
3. Найдите в тексте предложение, в котором есть деепричастный оборот, укажите синтаксическую роль деепричастного оборота, определяемое слово возьмите в овал.
4. Составьте и запишите два предложения с союзом И, в которых союз И будет соединять: а) две грамматические основы, б) два однородных члена.
II
Звуки весны
Кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижёр поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер.
Тихий, знакомый слышится звук: “Хоррр, хоррр, цвиу!” Это тянет над утренним лесом вальдшнеп. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, заливаются неутомимые музыканты — дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый час на земле и, забыв о своём ружье, долго наслаждается прекрасной симфонией утра.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста. Начертите его схему.
2. Выделите орфограммы в словах нарастая, не забудет, дирижёр, торжественных (I вариант); замирая, ни на что, серебряные, радостных (II вариант).
3. Проведите морфологический разбор слова долго (наслаждается) (I вариант); никогда (не забудет) (II вариант).
4. Составьте и запишите два предложения, в которых И будет являться: а) союзом, б) частицей.
III
Картина Н.Н. Дубовского “Красивый день”
Лето. Светлый, солнечный день. С высокого берега видно, как далеко-далеко уходит море.
Небольшие волны бегут и разбиваются о камни, лижут прибрежный песок. Море кажется бесконечным. И как контрастирует с лёгкими, вечно движущимися волнами моря берег с его неподвижными, резко очерченными обрывами. Земля и море как бы сопоставлены на картине.
Красиво море и переливами света. Голубоватая пена волн у берега переходит в зелёные тона, а дальше — в чудесный синий цвет, подчёркнутый кое-где белыми гребнями волн и нежно-голубым цветом неба с клочками тающих облаков.
Обрывистый и неровный берег покрыт жёлто-зелёной травой и мелким кустарником. На берегу моря девочка в красной кофточке гонит стадо, большой пёс помогает ей.
А в дали моря “белеет парус одинокий...”.
Уходящий вдаль парус как бы раздвигает рамки картины и создаёт впечатление необъятной шири моря и его бесконечного движения.
(По С. Смирнову)
Примечание: сказать о постановке тире.
Задания:
1. Проведите синтаксический разбор предложений: “Небольшие волны бегут и разбиваются о камни...” (I вариант); “Обрывистый и неровный берег покрыт жёлто-зелёной...” (II вариант).
2. Выпишите одно наречие, одно причастие, один глагол. Разберите их по составу.
3. Укажите части речи в предпоследнем и последнем предложениях текста.
4. Составьте и запишите предложение с производным предлогом. Производный предлог подчеркните.
IV
Бродили мы как-то по одному из кавказских ботанических садов. На табличках были написаны мудрёные названия заграничных деревьев. Уже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всём саду. Белое, как снег, и нежно-зелёное, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. Табличка гласила, что перед нами берёза обыкновенная.
Попробуйте прилечь под берёзой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву. Чего-чего не нашепчет вам берёза, тихо склонившись к изголовью, каких не навеет светлых чувств!
Что ж пальма! Под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растёт пыльная, сухая, колючая травка. Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет в края заморские, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(По В. Солоухину)
Задания:
1. Сформулируйте и запишите главную мысль текста. (Ключ: Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)
2. Определите части речи в предложении “Попробуйте прилечь под берёзой на мягкую, прохладную траву...”.
3. Разберите по составу слова склонившись, написаны, прилечь, совершенно, по-новому. Укажите, к каким частям речи они относятся.
4. Составьте и запишите предложение с прямой речью.