Диктанты по русскому языку 7 класс к учебнику М. М. Разумовской «Русский язык. 7 класс» - 2015 год
Орфограммы в корнях слов - ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Словарные диктанты
I
Аромат, интеллигенция, привилегии, пессимизм, вестибюль, баллада, идеология, провокация, сентиментализм, директор, эликсир, коридор, диктант, конфликт, грамотность, аплодировать, облачко, компьютер, комната, винегрет, гармония.
• Выделите орфограмму “Непроверяемая безударная гласная корня”.
II
Извиняться, объединяться, уважительный, благословлять, прославлять, дрожать, очаровательный, увлечённый, обещание, линейка, укорачивать, замолчать, показать, опоздать, вдалеке, долина, копчености, хлопотать, раскроить, непримиримый.
• Выделите орфограмму “Проверяемая безударная гласная корня”. Подберите проверочные слова,
• Определите способ образования слов благословлять, вдалеке, прославлять.
III
Собирать друзей, приберусь в доме, замереть от восхищения, замирать от страха, расстилаться по равнине, неприхотливое растение, удачное сочетание, тростниковые заросли, преклонить колени, непромокаемый плащ, скакать на лошади, разгорающаяся заря, подростковый возраст, запирать на ключ, блестит на солнце, разжигать костёр, качественное прилагательное, контрольное изложение, разделить поровну, искусный пловец, лёгкое прикосновение, касаться важного вопроса.
• Выделите орфограмму “Чередующаяся безударная гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы в корнях с чередованием.
• Разберите по составу слова разгорающаяся, подростковый, прикосновение, собирать.
Объяснительные диктанты
I
1) Без фантазии нет искусства, как нет и науки. (Ф. Лист) 2) Аккуратность человека красит. (Пословица) 3) Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель. (М. Мусоргский) 4) Умение вести разговор — это талант. (Стендаль) 5) Каждый человек является архитектором своего счастья. (Афоризм) 6) Умные люди — лучшая энциклопедия. (И. Гёте) 7) Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов. (С. Смайлс)
• Выделите орфограмму “Непроверяемая безударная гласная корня”.
• Запишите словообразовательную цепочку слова распущенность.
II
1) Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. (Д. Лихачёв) 2) Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют её. (В. Гюго) 3) Нормою человеческих действий должна служить справедливость. (Н. Чернышевский) 4) Тысячи слов оставляют меньший след, чем память об одном поступке. (Г. Ибсен) 5) Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В. Белинский)
• Выделите орфограмму “Проверяемая безударная гласная корня”. Подберите проверочные слова.
• Разберите по составу слова справедливость, сохраняют, красивую.
• Подберите однокоренные слова к слову красивую.
III
1) Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложить. 2) Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на удачу. 3) Подсказки слушать — лопухом вырастут уши. 4) Без весеннего денёчка нет хорошего росточка. 5) Где водоросли, там и рыба. 6) Без света и тепла не прорастёт виноградная лоза. 7) От доброго коня добрая и отрасль. 8) Чем отпираться, так лучше признаться. 9) Кто не умеет рисовать, тот должен растирать краски. 10) Не всё то золото, что блестит. 11) Ешь горькое, доберёшься и до сладкого. 12) Не соприкасайся с лукавым, чтобы не навредить своей душе. 13) Что медленно разгорается, то жарче горит. 14) Зарю проспать — рубахи не достать. 15) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 16) Раздор зло творит. 17) Рано оседлали, да поздно поскакали. 18) Тот не рыбак, кто замочиться боится. 19) Пока медлительный один раз макнёт хлеб в мёд, быстрый уже каравай заканчивает. 20) В кулаке все пальцы равны. 21) Зимней дороги не уровняешь, метель своё возьмёт. 22) Каков пловец, такова и глубина. 23) Не по воле поплавка рыба ловится.
(Пословицы)
• Выделите орфограмму “Чередующаяся гласная корня”. Обоснуйте выбор гласной буквы в корнях с чередованием.
• Определите способ образования слов весеннего, прорастёт, водоросли.
• Подберите однокоренные слова к слову росточка.
Распределительные диктанты
I
• Запишите слова в две колонки: 1) слова с проверяемой безударной гласной в корне; 2) слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Объясниться, привилегия, завизжать, медальон, эксперимент, подбодрить, наградить, осознавать, дефицит, оплатить, комедия, фрагмент, репетитор.
• Допишите в каждую колонку по три-четыре своих примера.
II
• Запишите слова в две колонки: 1) слова с проверяемой безударной гласной в корне; 2) слова с чередующейся безударной гласной в корне.
Усложнить, застилая, очаровать, заблестеть, положение, пловчиха, сожаление, косить, прикосновение, смириться, замирать, касаться, замереть, потерял, протереть, берут, задержалась, подросла, росистый, горделивый, подгореть, наклонился, засветились, скрипач, вырастать, придирается, неизмеримо.
• Выделите корни, обоснуйте выбор гласной буквы.
• Допишите в каждую колонку по три своих примера.
Творческие диктанты
I
• Запишите два ряда слов.
1) Затаить, перепахать, непримиримый, освещение, неиссякаемый, опоздать, корабль.
2) Издалека, рассказать, преподаватель, композитор, извиниться, словарный, прославлять.
• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: корабль, композитор.)
• Приведите свой ряд слов с одним “лишним”.
II
• Запишите три ряда слов.
1) Помириться, измерять, примерять, смиренный, замирать.
2) Прикасаться, прикосновение, коснусь, коса, касание.
3) Выскочил, подросли, озарился, гордился, пловец.
• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: замирать, коса, гордился.)
• Приведите свой ряд слов с одним “лишним”.