ЭТИМОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ЭТИМОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ

Цели:

1. Понятие об этимологии как науке.

2. Формирование умения пользоваться этимологическим словарем.

3. Орфографический и пунктуационный повтор.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ на лингвистическую тему о развитии языка.


II. Изучение нового материала.

1. Прочитайте тему урока и вспомните, что изучает этимология? Если трудно - в помощь информация учебника на с. 4.

2. На доске запись стихотворения С. Крыжановского:

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» -

«Вран» и «ворон»,

«Молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына».

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

Задание: выразительно прочитайте. Какие слова «обжигают горло», по выражению поэта? Почему? Языковое явление, примеры которого приводит поэт, называется полногласием и неполногласием Слова с неполногласием придают тексту торжественность.

Приведите примеры таких слов (ворота — врата, золото — злато, берег — «о брег песчаный и пустой»). В начальной школе вы заучивали написание слов «воробей», «молоко», «сорока». Как бы сейчас вы объяснили их написание? Это исконно русские слова с полногласием «оро» - «оло». Что дает изучение этимологии слов? Как сформулирована основная мысль в стихотворении? Запишите последние три строчки. Они станут эпиграфом нашего урока.

Дополнительное задание: попутно объясните, что общего в словах с подчеркнутыми буквами? Они имеют корни с чередованием гласной, пишутся по правилу «ослика»: ослик говорит: «иа», то есть пиши «и», если после корня «а», а слово «сочетание» — исключение.


III. Актуализация знаний.

1. Работа с этимологическим словарем.

• Упр. 2 устно по словарю (с. 306-308) по цепочке, затем записать слова, подчеркнуть вставленные буквы.

• Упр. 6 (2) - самостоятельно. Чтение - проверка.

2. Комплексный анализ текста.

• Выразительно прочитать.

• Определить тему и основную мысль.

• Объяснить знаки препинания в конце первых трех предложений (многоточие показывает, что перечень слов с этим корнем можно продолжать, он не закончен; восклицательные знаки передают чувства автора), в 5-м предложении - тире между подлежащим и сказуемым.

• Задание 2 письменно (если времени остается мало - устно).

• Задание 3 на доске и в тетради; можно добавить словообразовательный разбор.


IV. Домашнее задание: устно упр. 5 (1), письменно упр. 3, слова из ЗСП-1 приготовиться писать под диктовку.






Для любых предложений по сайту: [email protected]