Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКА НАПИСАНИЯ Н-НН В СУФФИКСАХ
Цели:
1. Закрепление навыка написания н-нн в суффиксах.
2. Диагностика усвоения.
3. Пунктуационный контроль.
Оборудование, наглядность: карточки-подсказки № 8.
Ход урока
Урок начинается до звонка. Пропуск в кабинет - правильное определение написания слов с н-нн на карточках (по 3 слова), слов из упражнений, сделанных на прошлом уроке.
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 112. Самопроверка (см. урок 23)
II. Диктант «Проверяю себя», или предупредительный.
1. День был туманный, безветренный. Вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся вдоль не замеченной ими ранее речонки.
Они должны были доставить командованию ценные сведения. Разведчики вошли в лес. Командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной ураганным ветром. Быстро разожгли небольшой костер, и печенная в золе картошка, запиваемая студеной родниковой водой, подкрепила уставших бойцов. (Остановиться, проверить написанное.)
Один из них перевязал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чем-то думал.
Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от высланных вперед дозорных, приказам построиться. Струйка дыма от погасшего костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы, увешанные оружием, бесшумно двинулись вперед.
Когда стемнело, они приблизились к пустынному оврагу, черневшему на окраине леса, и расположились на отдых, рассчитывая набраться сил для нового перехода.
(По Г. А. Богдановой)
2. На утренней заре участники экспедиции выступили в поход, стараясь придерживаться копной тропы. Следуя вдоль реки, извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, но не доходит до истоков, поворачивает на север и взбирается на перевал.
Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем, и с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама: цепь холмов, долина, покрытая темным лесом, болотистая речонка. (Проверить написанное.)
Река в верховьях слагается из двух безымянных ручьев, текущих рядом. В долине произрастает густой смешанный лес с преобладанием кедра.
Прибрежная полоса, покрытая густыми зарослями тростника, была сильно заболочена. Путники даже в высоких непромокаемых сапогах не смогли приблизиться к реке. (Самостоятельно дальше.)
Увлеченные изучением незнакомой местности, исследователи не заметши, как прошел день. Только вечером, когда догорела заря, они, боясь заблудиться в темноте, вернулись на знакомую тропу, ведущую к палаткам лагеря.
(По Г. А. Богдановой)
Предупредить, что надо проверять по написанному и проверенному на доске очень внимательно, спрашивать, что непонятно; за пропущенные при проверке ошибки неудовлетворительная оценка.
Оба диктанта повышенной трудности, насыщены орфограммами. Не рекомендуется их давать в качестве контрольных.
III. Домашнее задание: упр. 114.