Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ
Цели:
1. Закрепление умения определять и характеризовать текст публицистического стиля.
2. Закрепление умения создавать текст публицистического стиля.
3. Формирование умения характеризовать заметку в газету как жанр публицистики.
Оборудование, наглядность: карточка-подсказка № 10, вырезки из газет, раздаточный тестовый материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 444 - лингвистический рассказ (по карточке-подсказке) о публицистическом стиле.
2. Чтение текстов о Красной площади (по упр. 443).
Всем задание: отметить характерные черты публицистического стиля (за это возможна, при успешном выполнении задания, отметка).
3. Анализ текста упр. 445. Желательно не по пунктам, а общим текстом, рассказом. Затруднения могут возникнуть при выполнении задания в).
В тексте 4 микротемы: 1) стремление жить в городе; 2) участки живой земли; 3) жизнь дерева в городе; 4) призыв к сохранению природы в городе. Но абзацев 3. Тип речи - рассуждение. Есть тезис: «Люди в городе все же оставляют участки живой земли», аргументы и примеры, заканчивается текст выводом (последнее предложение). Параллельный способ связи. Среди средств выразительности нужно отметить ряды вопросительных предложений; ряды однородных членов, в том числе и с обобщающими словами, обращение, глагол в повелительном наклонении «давайте».
II. Актуализация и диагностика знаний.
1. Тестовое упражнение. Можно сказать, что подобное задание - в части В ЕГЭ.
(1) Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. (2) И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. (3) Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. (4) Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. (5) Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. (6) Давайте же будем помнить об 'этих корнях.
(В. Песков)
1) Определите тему текста:
а) о корнях дерева;
б) об истории России;
в) о связи прошлого и будущего.
2) Основная мысль текста заключена:
а) в первом предложении,
б) во втором предложении;
в) в четвертом предложении;
г) в пятом предложении.
3) Способ связи предложений:
а) параллельный;
б) последовательный.
4) Стиль текста:
а) художественный;
б) публицистический;
в) научно-популярный;
г) деловой.
5) Тин речи:
а) повествование;
6) описание места;
в) описание состояния;
г) рассуждение.
6) Языковые средства выразительности:
а) эпитеты;
б) инверсия;
в) ряды вопросительных предложений;
г) ряды однородных членов.
2. Понятие о заметке в газету как о жанре.
Анализ 2-3 заметок из вырезанных и принесенных с собой. Вопрос: соответствуют ли ваши заметки характеристике, данной на с. 211?
3. Анализ упр. 447. Групповая работа (4-5 групп) по заданиям 1 и 2. Устный рассказ строго по времени - 3 мин, это должно помочь сконцентрировать ответ, избавиться от лишних слов. Комментарии учителя после всех ответов.
III. Домашнее задание: упр. 448: предложить темы и основную мысль (сформулировать), подобрать материал в виде словосочетаний, отдельных предложений.