Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
Цели:
1. Формирование умения находить в текстах публицистического стиля рассуждение.
2. Формирование умения использовать в рассуждениях средства публицистической выразительности.
Оборудование, наглядность: распечатка тестового задания.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: найди лишнее:
а) разговорный, публицистический, научный, деловой (не книжный);
б) обращения, эмоционально окрашенные слова, эпитеты, научные термины (остальные не используются в научном стиле):
в) заметка в газету, телепередача, объявление, интервью (жанр делового стиля);
г) параллельный, последовательный, симметричный (нет такого способа связи);
д) развязка, тема, кульминация, развитие действия (не относится к композиции).
II. Тестовое задание.
Задание и текст распечатаны на каждого ученика.
(1) Кем бы вы ни стали, мои юные друзья. куда бы вас ни позвали пути-дороги, пусть всегда с вами будут любимые книги!
(2) Огромный, прекрасный мир жизни открывается в миллионах книг. (3) Авторы детских книг - самые большие ваши друзья.
(4) Хотелось бы, ребята, чтобы вы крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Льва Толстого, Горького. (5) Прочитав книги этих писателей, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.
(С. Михалков)
Отметьте правильный ответ.
1. Основная мысль этого текста заключена в предложении:
а) в первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в пятом.
2. Какая тема не затрагивается в этом тексте?
а) необходимость чтения;
б) прелесть чтения;
в) пожелание дружить с книгами;
г) жанры детских книг.
3. Стиль речи данного текста:
а) описание состояния;
б) повествование;
в) описание среды;
г) рассуждение.
4. Способ связи предложений:
а) параллельный;
б) последовательный.
5. Средство связи 4-го и 5-го предложений:
а) лексический повтор;
б) синонимы;
в) антонимы;
г) личное местоимение.
6. Средства выразительности, использованные в данном тексте:
а) ряды однородных членов;
б) инверсия;
в) побудительные, восклицательные предложения;
г) вопросительные предложения.
7. Эпитетом в 5-м предложении является слово:
а) сильнее;
б) окружающие;
в) прелесть;
г) прекрасного;
д) русского.
8. Занятыми выделяется обращение в предложениях:
а) в первом;
б) во втором;
в) в четвертом;
г) в пятом.
Проверка: у нескольких человек на отметку (можно у желающих), остальные - с комментированием.
III. Изучение нового материала.
1. Проблемный вопрос. К данному тексту есть еще один вопрос: какой тип рассуждения использован в этом тексте?
а) доказательство;
б) объяснение;
в) рассуждение.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо прочитать информацию на с. 213.
2. Составление устного лингвистического рассказа по схеме упр. 452. Привести примеры к каждой разновидности рассуждения.
3. Устно упр. 453 по заданию: выразительно прочитайте, какие типовые фрагменты есть в этом тексте (рассуждение и повествование), какой тип рассуждения (размышление). Письменно ответьте, почему вы решили, что перед нами рассуждение-размышление. Теоретический материал на с. 214, обязательно примеры из текста.
IV. Закрепление изученного.
Каким стилем (научным) и типом речи (рассуждение-доказательство) вы сейчас пользовались? Какие еще типы речи и их разновидности бывают?
V. Домашнее задание: упр. 454 задание 2 письменно с примерами.