Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
НАРЕЧИЕ
Цели:
1. Дать понятие о наречии как о части речи.
2. Формирование умения узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать огомонимичных словоформ.
3. Закрепление навыка определять синтаксическую роль наречия.
Оборудование, наглядность: карточки раздаточного материала.
Ход урока
I. Морфологическая разминка.
Слово село можно oi нести как к глаголам (солнце се ю), так и к существительным {большое село). А какие из следующих пяти слов можно отнести более чем к одной части речи:
1) рассердит;
2) сердит;
3) поразит;
4) подвиг;
5) смог.
Варианты ответа: а) 3, 5;
б) 2, 3. 5;
в) 2, 4, 5;
г) 2, 3, 4, 5;
д) все.
Важно назвать букву правильного ответа - б), затем объяснить выбор.
II. Изучение новой темы.
1. Анализ предложения. Выразительно прочитать:
Давай, земля,
Немножко отдохнем
От важных дет.
От шумных путешествий.
(Н. Рубцов)
Расставить знаки препинания, определить часть речи и синтаксическую роль слов. Почему решили, что слово немножко наречие? Проверьте свое мнение по материалу на с 68 (по пунктам: читается пункт текста, объясняется на примере слова немножко).
2. Анализ лексического материала упр. 172 (1). Доказать, что выделенные слова - наречия, объяснить, какой дополнительный смысл вносят наречия.
Задание 2 (упр. 172): комментированное чтение, запись 2-3 любых понравившихся словосочетаний.
III. Закрепление изученного.
1. Работа по карточкам раздаточного материала (или по написанному на доске).
1) Еще трави полна прозрачных слез,
А гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок)
2) А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что скользя затевала лупа.
(А. Фет)
Обратить внимание, что кроме вопросов смысловых (где? как?) к словам у окна, скользя можно задать и другой, грамматический вопрос (у чего? что делая?), значит, это не наречия.
3) Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
(Ф. Тютчев)
4) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело.
Принахмурилась земля.
(Ф. Тютчев)
Задание: выразительно прочитать, устно найти все наречия (если возникают трудности, то доказывать, почему наречие); выписать наречия в словосочетаниях (5-6 с разными вопросами).
2. Сопоставление словообразовательных схем.
На доске:
Вопрос: Какое слово разобрано правильно?
Нельзя ответить, так как слово употреблено не в словосочетании и мы не можем задать вопрос и определить часть речи.
Задание: составьте словосочетания так, чтобы слова были разобраны правильно:
(наречие),
(краткое прилагательное).
Аналогичная работа со словами: I вариант - коротко, II вариант - длинно (платье, говорить).
IV. Домашнее задание: упр. 173 (2-е задание устно).