Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЙ
Цели:
1. Обобщение знаний о морфологических особенностях наречия.
Ход урока
Урок организован как урок-путешествие по «станциям». Па каждой «станции» группа (передвигаются все вместе), выполняет задание, помогая друг другу.
1-я станция «А ну-ка найди!».
Задание: в текстах упражнения найти все наречия, сгруппировав по разрядам. Консультант проверяет у первого выполнившего, записывает его фамилию в случае правильного выполнения, если есть ошибки, то у второго, и т. д. Затем общее обсуждение в 1 группе.
Время - 5 минут.
2-я станции «Много - больше».
Задание:
1) образовать сравнительные степени наречий: громко, быстро, рано, сильнее, покорно, выделить суффиксы;
2) найти в предложениях наречие и прилагательное в сравнительной степени.
Записываются фамилии первых двух выполнивших задание правильно. Обсуждение, объяснение. Время 5 мин.
3-я станция «Разбиралочка».
Задание: в тексте найдите все наречия, сделайте их морфологический разбор.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце высоко, печет. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
У двух первых сделавших проверяется, при правильном выполнении - записываются фамилии, далее - обсуждение, объяснение.
Время - 5 минут.
4-я станция «Томка, точка, занятая».
Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.
У нас давно когда-то жила кошка Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходим.
(По В. Вересаеву)
Проверка аналогична предыдущей. Время - 5 минут.
5-я станция «Как эго по-русски сказать».
1) Определите, в каких предложениях неправильно употребляется наречие «обратно».
а) Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла, гневна, бурлива.
б) Мой товарищ обратно выполнил задание хорошо.
в) Мы вчера были в лесу, завтра обратно пойдем.
г) Командир сильно волновался и быстро ходил по комнате: два шага туда, два обратно.
д) Обратно дует ветер.
Правильный ответ: б, в, д.
2) Выберите нужное наречие. Запишите.
а) По дороге вспомнила об оставленной дома книге, и пришлось повернуть (опять, обратно).
б) (Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять упражнение.
в) (Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек.
г) (Сначала, вперед) говорили о посещаемости, потом - о дисциплине.
3) Замените фразеологизмы наречиями.
Как с луны свалился - внезапно;
жить душа в душу - хорошо, ладно;
комар носа не подточит - правильно, точно;
как по маслу - гладко, легко;
как с гуся вода - равнодушно.
Те, чья фамилия встречается у всех консультантов, получают «5» (остальные оценки на усмотрение учителя, «3» и «2» не ставьте).
Домашнее задание: упр. 193 по заданию.