Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Цели:
1. Повторение и углубление знаний о словообразовании.
2. Закрепление умения определять способ словообразования.
3. Закрепление умения написания сложных слов.
4. Закрепление умения определять средства выразительности в стихотворении.
Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Задание: Найди лишнее:
1) [ч’], [ш’], [м’], [щ'] (имеет парный твердый звук);
2) [э], [й], [о], [у] (coгласный);
3) [з], [н], [с], [г] (глухой);
4) я, ю, к, б, ъ (не имеет звука).
II. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 24 (2) - устно: задание, похожее на задание разминки тем, что надо определить звук, охарактеризовать его (устно). Чтение, характеристика. Обязательно спросить, кто испытывает затруднения, так как подобное задание - в контрольной работе.
2. В тексте упр. 25 (отрывок из стихотворения Ф. Тютчева) найдите средство выразительности, придающее динамичность описанию: сравнительный оборот «как бы резвяся и играя», в предложении это обстоятельство.
III. Исследование языкового материала.
Задание 1: найдите слова в переносном значении (определите, какое это средство выразительности) в отрывках из стихотворений С. Есенина в упр. 35: 1) метафора, 2) олицетворение, 3) эпитет, 4) олицетворение («морозом подожженная»).
Задание 2:
1) прилагательное «волноватый» образовано, как многие прилагательные, но модели: прилагательное например, красноватый, беловатый и т. д.
2) «зеленистый»: например, .
3) «голосатые»: например, и т. д.
4) существительное «листолёт» образовано путем сложения по схеме , например, самолет, вертолет и т. д.
IV. Углубление знаний.
1. Беседа.
Выполняя 2-е задание, знания из какого раздела лингвистики мы применили? Словообразование. Вспомните и перечислите способы словообразования. Проверьте свои знания по схеме упр. 30. Приведите примеры к каждой модели.
2. Устно упр. 31, 33, 34 (по цепочке).
3. Упр. 36 письменно (5-6 слов), упр. 38 (5-6 слов) самостоятельно.
4. Упр. 40 устно (по цепочке), записать 3 словосочетания с существительными разных родов.
V. Домашнее задание: упр. 32, 41 письменно, упр. 39 (приготовиться писать под диктовку).