НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ - Урок 2

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ - Урок 2

Цели:

1. Формирование умения слитно-раздельного написания наречий.

2. Диагностика усвоения темы.

3. Обобщение материала в виде таблицы.

Оборудование, наглядность: раздаточный материал.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Прочитать текст, распечатанный и розданный всем (он потребуется и на других уроках):

Как-то на дороге валяюсь Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда выю призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем - и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

Ход работы:

1) Объяснить непонятные слова и словосочетания.

2) Автор этой миниатюры М. Е. Салтыков-Щедрин, написавший «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; он дал миниатюре свое название, но как бы вы её назвали? Авторское «Где живет совесть?» — это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть сеть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете согласиться или нет. Почему большая буква? Эго нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда. Милосердие.

3) Обратите внимание на обилие наречий. Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи: попустому, вовремя, напоказ, сначала, по-новому, по-моему - запишите в словосочетаниях, рядом - омонимичные словоформы: по пустому дому, во время отпуска, на показ мод, с начала бала, по новому шоссе, по моему мнению.

4) Найдите наречия, входящие в группу наречий, пишущихся раздельно: на лету, в сердцах.


II. Проверка домашнего задания.

Продолжите перечисление подобных наречий (по цепочке, спросить как можно больше).


III. Обобщение теоретического материала.

1. Составление и заполнение таблицы (как дополнение к материалу на с. 94-95).


Слитно

Раздельно

вкрутую,


но в открытую (гласный звук)


+ собирательное числительное

вдвое, надвое


3) наречия с верх, низ, глубь, даль, высь, век, перед, ширь, начало, конец.

вверх, навек, наконец


4) от прилагательных, глаголов

докрасна, подолгу, вдогонку.

на боковую,




+ собирательное числительное на –ых, -их

на четверых, по двое.


3) наречия с гласной

без оглядки



4) с сохранением падежной формы

с глазу на глаз.



Задание для группы: заполнить таблицу примерами, записанными на доске (со скобками):

Провести время (в)пустую, побежали (в)рассыпную, сложить (в)четверо, идти (по) трое, разделить (на)двое, поглядел (в)верх, беспокоиться (по)пусту, подолгу не видеться, сидели (в)двоем, работать (в)ручную, поймать (на)бегу, сказать (в)открытую, идти (па)мировую, набирать скорость (по)немногу, побежал (в)припрыжку, (в)ве к не забудь, посмотрел (в)даль, смеяться (до)упаду, разделить (на)семерых.

Проверка.


IV. Домашнее задание: в таблицу добавить слова из упр. 225, выучить их написание; упр. 223, 224 - карандашом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]