Служебные части речи - Роль служебных частей речи - Служебные части речи и междометия

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Служебные части речи - Роль служебных частей речи - Служебные части речи и междометия

Цели урока: 1) формировать представление о служебных частях речи, их отличиях от самостоятельных слов и основной роли каждой из них; 2) формировать умение различать союзы, предлоги, частицы как служебные части речи.


I. Назначение грамматики (эпиграф на с. 73)

Попросим ответить учащихся на вопросы:

- Какие разделы лингвистики включает грамматика?

- Что изучает морфология?

- Что изучает синтаксис?

Затем учащиеся выразительно читают и обдумывают высказывание И.Г. Милославского. Предложим ребятам попытаться доказать его справедливость в процессе проведения следующего лингвистического эксперимента.

Задание. Составьте предложения из следующих слов: ученик, к, подойти, учитель. Объясните, почему составленные из одних и тех же слов предложения (Ученик подошёл к учителю иУчитель подошёл к ученику) выражают различное содержание? Сделайте вывод об использовании грамматических средств для выражения смысла.


II. Роль служебных частей речи (текст на с. 73 – 74, упр. 642 – работа с первой, второй и третьей строчками слов (в – такой), 643 (1, 2), 644 (1 – 3))

В процессе внимательного чтения текста на с. 73 – 74 продолжим акцентировать внимание учеников на участии грамматических средств языка (служебных частей речи, окончаний) в выражении смысла. С этой целью после работы с заданиями перед текстом и внимательного его чтения предложим выполнить следующие задания.

1. Докажите, что в предложении Звенели в саду соловьиные трели, и никому сегодня не спалось использованы самостоятельные и служебные части речи.

2. Прочитайте приведённое в тексте предложение Из-под снега выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля (А. Куприн), опустив предлог. Какие нарушения в структуре (строении) и семантике (значении) этого предложения вызвало изъятие предлога? Сделайте вывод о роли предлогов в словосочетании и предложении.

3. Определите, с какой падежной формой существительного снег употребляется предлог из-под. Назовите другие предлоги, которые используются с родительным падежом.

4. Прочитайте указанное в задании 1 предложение, заменив предлог из-под предлогами из, из-за, около (возле, вблизи), вокруг, посреди. Объясните, как меняется смысл предложения в зависимости от использования каждого из указанных предлогов. Сделайте вывод о способности предлогов уточнять значение, выражаемое самостоятельными словами.

5. Прочитайте предложения, иллюстрирующие в тексте синтаксическую роль союзов, опуская эти служебные части речи. Нарушилась ли грамматическая связь? Докажите, что для связи частей сложного предложения и однородных членов используется интонация. Определите, какие изменения вносят в общее значение предложения использование союзов и (одиночного и повторяющегося), а.

Работая с заданием 5, семиклассники отметят, что в приведённых конструкциях при прочтении их без союзов не нарушается грамматическая связь между однородными членами и частями предложения, поскольку эту связь, наряду с союзами, устанавливает такое грамматическое средство, как интонация. Постараемся, чтобы учащиеся осмыслили, что исключение сочинительных союзов влечёт за собой изменение в общей семантике (в общем значении) предложения, и поможем им понять, что в первом примере союз а выражает отношения сопоставления, союз и - значение одновременности; во втором примере повторяющийся союз и усиливает смысловую нагрузку каждого из однородных членов ряда.

6. Прочитайте стихотворные строки Льва Ошанина и объясните, какую роль выполняет в приведённых предложениях частица не. В своих ответах используйте сочетание «значение отрицания».

7. Проведём лингвистический эксперимент. Исключите из предложения Не грусти о доме, молодой солдат отрицательную частицу. Объясните, что изменилось. Теперь перенесите эту частицу, поставив её перед дополнением (Грусти не о доме, молодой солдат). Опираясь на примеры, докажите, что частица не придаёт значение отрицания всему предложению, если стоит перед сказуемым, а в позиции перед второстепенным членом отрицает значение, выражаемое только этим второстепенным членом.

8. Приведите примеры форм глагола, образованных с помощью частиц.

Попросим семиклассников сопровождать работу по распределению слов разных частей речи по графам таблицы (упр. 642 (1)) подробными устными объяснениями.

Поможем ученикам слабого класса сделать вывод о том, что служебные части речи выполняют роль грамматических средств связи самостоятельных слов (предлоги), однородных членов и частей предложения (союзы), грамматических средств образования форм самостоятельных слов и выражения оттенков значения (частицы).

Проследим, чтобы семиклассники в ответе на вопрос задания 1 упражнения 643 использовали знания о вопросах как средстве выражения смысловой связи, о грамматических средствах (окончаниях, порядке слов, интонации), которые способствуют выражению различных значений. Порядок рассуждения может быть, например, таким: «В этом предложении два глагола-сказуемых: что сделала? – будланула, что делает? - кудрячит; -ну- - суффикс глагола совершенного вида, суффикс -л- - показатель формы прошедшего времени, окончание – ед. ч. ж. р.; окончание -ит – показатель настоящего времени, ед. ч., 3-го лица. Таким образом, какое-то лицо женского пола к моменту речи завершило действие, названное глаголом будлануть, а действие, названное глаголом кудрячить, продолжает выполнять. В предложении три предмета речи: куздра, бокр и бокрёнок. Определим действующее лицо. Будланула и кудрячит (кто?) куздра. Окончание -а существительного, к которому ставится вопрос кто?, – показатель ж. р., ед. ч., им. п. Это подтверждается тем, что слово глокая согласуется со словом куздра в именительном падеже (куздра (какая?) глокая): окончание –ая прилагательного или причастия – показатель ж. р., ед. ч., им. п., но поскольку в слове глокая нет суффикса – грамматического показателя причастия, то можно утверждать, что это прилагательное, выполняющее роль определения, - в предложении оно занимает позицию перед существительным. Будланула (как?)штеко, можно предположить, что слово, которое зависит от глагола, отвечает на вопрос как?, стоит после сказуемого и выполняет роль обстоятельства образа действия, - это наречие, – суффикс, использованный для образования этого наречия. Будланула (кого?) бокра, окончание слова, управляемого глаголом, выражает значение ед. ч. вин. п. м. р. Это слово - существительное, выполняющее в предложении роль прямого дополнения. Кудрячит (кого?) бокрёнка, окончание слова, управляемого глаголом, выражает значение ед. ч. вин. п. м. р. Это слово - существительное, выполняющее в предложении роль прямого дополнения, суффикс –ёнк- выражает значение «детёныш». Слово и служит для связи однородных сказуемых, следовательно, это союз».

Поможем семиклассникам в процессе работы с заданием 2 упражнения 643 понять, что Людмила Петрушевская сохранила в своей сказке служебные слова, так как эти слова являются грамматическими средствами связи слов и средствами выражения различных отношений, которые существуют между предметами и явлениями действительности. Эти слова, как и грамматические морфемы – окончания и грамматические суффиксы, - невозможно заменить ничего не значащими сочетаниями букв, иначе предложение превратится в набор не связанных между собой слов.

Работа с упражнением 644 (1 – 3) поможет учащимся закрепить представление о роли служебных частей речи. Проведём эту работу в форме комментированного письма, рекомендуя ученикам в процессе записи объяснять, какую роль выполняет каждое слово, которое относится к служебным частям речи. Предложим ребятам опираться на сведения о роли служебных слов, приведённые в формулировке задания 1.


Д. з.: 1) задания после текста на с. 73 – 74; 2) упр. 642 (строки 4, 5, 6 (сказать – сейчас)); 3) по желанию – упр. 643 (3), 4) индивидуальное задание – упр. 646.






Для любых предложений по сайту: [email protected]