Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» - Разряды союзов - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» - Разряды союзов - Предлог

Цели урока: развивать умение описывать натюрморт.


I. Синтаксическая роль подчинительных союзов (повторение - упр. 750)

В процессе работы с упражнением 750 напомним об условно принятых в учебнике обозначениях союза (см. текст на с. 73 – 74). После того как будет проведён орфографический и пунктуационный анализ текста, попросим прочитать его выразительно и ответить на следующие вопросы.

- Какие оттенки сирени называет автор?

- С помощью каких слов и выражений автор передаёт чувства, которые он испытывает при созерцании сирени и ощущении её аромата?

- Согласны ли вы с мыслью автора, выраженной в третьем предложении текста? Объясните почему.


II. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751)

1. Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751 (1))

Предложим ученикам рассмотреть репродукцию картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» и ответить на вопросы в задании 1 упражнения 751.

Поможем ребятам понять, что художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе, потому что главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов – ни сосуд (ветки сирени стоят в простой плетёной корзине), ни коричневато-зелёный фон. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно: у зрителя создаётся впечатление, что эти свежие ветви только что прямо в этой корзине принесены из сада и поставлены на стол.

Сообщим ребятам, что цветы, и особенно сирень, были излюбленным мотивом натюрмортной живописи П. П. Кончаловского, и прочитаем высказывание художника: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и всё другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы...»

Продолжим беседу по картине, предложив ребятам следующие вопросы.

- Стремится ли художник написать отдельные цветы на этой картине? (П. П. Кончаловский не выписывает отдельные цветки, он стремится прежде всего передать общее впечатление от букета, свежих пышных гроздей.)

- Опишите ветки в центре букета, в верхней, нижней его части. (В центре букета – жемчужно-белые, розовато-лиловые, нежно-фиолетовые грозди; белые, бело-розовые и фиолетовые кисти свешиваются вниз; верхнюю часть букета украшают две тёмно-лиловые пышные ветви.)

- Как распределено освещение на полотне художника? (Свет падает справа, наиболее ярко освещены белоснежные, розовато-белые, лиловые, нежно-сиреневые и фиолетовые грозди сирени в правой части букета, солнечные лучи играют на светло-зелёных тонких листьях. Ярко-фиолетовые, розовато-сиреневые, тёмно-лиловые и делая кисти в правой части букета затенены, так же как и тёмно-зелёная листва.)

2. Сопоставление картин «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского и «После дождя» А. М. Герасимова (упр. 751 (2))

Сопоставляя полотна, ученики отметят, что обе картины проникнуты любовью к природе, к тем её обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными и красоты которых поэтому мы чаще всего не замечаем. Эти картины пробуждают в нас те чувства, которые мы испытывали при созерцании красоты природы, заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым тёплым летним дождём воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное мировосприятие, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь.

3. Лексическая работа (упр. 751 (2))

Попросим семиклассников объяснить, почему приведённые в задании 2 слова разделены на группы, и предложим их использовать при построении устного описания изображённого на картине П. П. Кончаловского букета.

После этого учитель по своему усмотрению может провести на основе предварительно записанного на доске текста стихотворения С. Я. Маршака «Счастье» работу следующего содержания.

Задание 1. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Счастье». Объясните его название.

Счастье

Как празднично сад расцветила сирень

Лилового, белого цвета.

Сегодня особый – сиреневый – день,

Начало цветущего лета.


За несколько дней разоделись кусты,

Недавно раскрывшие листья,

В большие и пышные гроздья-цветы,

В густые и влажные кисти.


И мы вспоминаем, с какой простотой,

С какою надеждой и страстью

Искали меж звездочек в грозди густой

Пятилепестковое «счастье».


С тех пор столько раз перед нами цвели

Кусты этой щедрой сирени.

И если мы счастья еще не нашли,

То, может быть, только от лени.

(С. Я. Маршак)

Задание 2. Прочитайте выразительно две первые строфы стихотворения. Какое настроение они передают? Сходно ли это настроение с тем, которое передано в картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»?

Задание 3. С помощью каких сочетаний слов поэт создаёт художественный образ цветущей сирени? Выпишите эти сочетания в тетрадь.


Д. з.: написать сочинение-описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 751).


Дополнительный материал

По своему усмотрению учитель может использовать в работе стихотворение В. Рождественского «Сирень».

Сирень

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли...


Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.


Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.


Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.


В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

(В. Рождественский)






Для любых предложений по сайту: [email protected]