Правописание частиц не и ни (продолжение) - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание частиц не и ни (продолжение) - Правописание частиц - Предлог

Цели урока: развивать умение учащихся выбирать частицу не или ни в зависимости от смысла высказывания.


I. Правописание частиц не и ни (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 818, 820, 821)

Предложим учащимся записать по памяти устойчивые выражения с частицей ни и составные частицы с не и проведём взаимопроверку в парах. После этого семиклассники делают сообщение о частицах не и ни, используя составленные тезисы (упражнение 812) и диктуя составленные примеры использования частиц одноклассникам.

Одна из форм орфографического анализа текста – устный анализ выбора написания слов со скобками в предложениях каждого абзаца с последующей записью этого абзаца под диктовку учителя. По усмотрению учителя по окончании записи всего текста можно провести взаимоповерку в парах.

Анализируя языковые средства выразительности, использованные в художественном описании, ученики отметят лексические средства художественной выразительности: яркую глагольную лексику (роса сверкала, жаворонки заливались); тропы: эпитеты (тихое, ясное утро, мягкий, янтарный блеск, затаённый уголок, недвижный воздух), метафоры (тучка не омрачала небо, блеск разливался, ранний час утра поддерживал прохладу, капля росы била по листьям, кузнечики сыпались), сравнение (как искры); выразительные синтаксические средства: ряды однородных членов в третьем предложении текста, риторическое восклицание (последнее предложение второго абзаца).

После того как прозвучит выразительное чтение текста, обратим внимание учащихся на художественную фотографию на с. 155 и попросим высказать своё мнение: можно ли рассматривать эту фотографию в качестве иллюстрации к прочитанному тексту.

Результатом проведения лингвистического эксперимента (упражнение 821) должно стать понимание того, что частица ни может использоваться для усиления утвердительного значения.


II. Сочинение-миниатюра (упр. 819)

Записывая приведённый в упражнении 819 текст, учащиеся подробно объясняют выбор написания слов с пропусками.

В слабом классе проводим совместную работу со второй частью задания 1 (разбор слов по составу), а учащимся сильного класса предоставим возможность самостоятельно выполнить эту часть задания, а затем сверить с записью, сделанной на доске отдельными учениками или учителем (при-тяг-а-тельн-ым, рас-пах-ну-т-ые, про-рез-а-нн-ые, реш-а-ющ-его, из-луч-а-ем-ой).

После обсуждения основной мысли текста («Интересным и притягательным лицо делают глаза, в которых отражена глубина мыслей и красота души человека») учащиеся работают с заданием 4 (сочинение-миниатюра).


Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с. 152–153; 2) упр. 816.






Для любых предложений по сайту: [email protected]