Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (продолжение) - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (продолжение) - Правописание частиц - Предлог

Цели урока: совершенствовать умение учащихся выбирать слитное или раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.


I. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 831-835)

Чтобы проверить орфографические умения учащихся в рамках изученного, проведём словарный диктант.

Задание. Запишите под диктовку следующие сочетания слов.

Вернуться во что бы то ни стало, стоял ни жив ни мёртв, откуда ни возьмись, обиделся ни с того ни с сего, пожелать ни пуха ни пера, наказали ни за что ни про что, чуть-чуть не оступился, встал ни свет ни заря, не двигается ни туда ни сюда, нельзя не отметить, не может не беспокоить, ничуть не интересный, ни у кого не спросил, несложенные вещи, не свитое птицей гнездо.

Выясним, кому из семиклассников удалось подобрать наибольшее количество слов, которые не употребляются без не (упражнение 825), и отметим работу этих учеников.

Упражнение 831 тренирует учеников в проведении смыслового анализа при выборе написания не с существительными, прилагательными и наречиями в предложениях с противительными союзами, способными выражать не только отношения противопоставления (примеры 1, 2), но и отношения уступительные (3, 5, 7). Обратим также внимание ребят на то, что значение противопоставления может быть выражено и без участия союзов (4, 6). Напомним, что не пишется раздельно с простой формой сравнительной степени прилагательных (не выше) и наречий, с относительными прилагательными (не каменный), при выражении отрицания положительного признака (не бедна).

Поможем семиклассникам определить характер отношений, выражаемых в схематично отражённых в упражнении 832 конструкциях: противопоставление - не густой(-ая), а редкий(-ая)(лес, туман; растительность, борода); не густой(-ая), а жидкий(-ая) (раствор, кисель, суп; сметана) и уступка или возмещение - негустой(-ая), но красивый(-ая) (лес, кустарник; растительность); негустые, но здоровые и блестящие волосы.

Ученики сильного класса самостоятельно распределяют приведённые в упражнении 833 наречия по группам в зависимости от их написания с не, а затем называют состав каждой группы. Ученики слабого класса проводят орфографический анализ наречий в совместной работе.

В ходе орфографического анализа приведённых в упражнении 834 слов семиклассники должны отметить, что не пишется раздельно с наречием не местоименным, не на -о(-е), которое безне употребляется (замужем). Добавим, что частица не выражает отрицание положительного признака, а прилагательное незамужняя – утверждение отрицательного признака. Ребята также укажут на то, что прилагательное незамужняя можно заменить синонимом (свободная) или близким по значению выражением (не вступившая в брак, живущая без мужа).

Поможем учащимся в процессе работы с заданием 1 упражнения 835 понять, что местоимения не за чем, ни по чём указывают на отсутствие предмета, а наречия незачем, нипочём – на отсутствие какого-либо признака действия (отсутствие цели действия, значимости какого-либо действия, состояния). Важно, чтобы ребята отметили, что к отрицательным местоимениям помимо смыслового можно задать и падежный вопрос.


II. Сочинение-миниатюра (упр. 827)

Предложим семиклассникам провести подробный устный пунктуационный анализ предложений текста в упражнении 827 и составить их схемы.

После выразительного чтения (задание 3) ученики определяют главную мысль текста, например: «Если человек не любит историю, он не любит родину» и письменно выражают и обосновывают своё согласие или несогласие с позицией автора.


Д. з.: 1) упр. 830, 836 (1, 2) (см. примечание); 2) по желанию – упр. 836 (3).

Примечание. Уточним количество предложений с фразеологическими оборотами, которые составят ученики, выполняя задание 1 упражнения 836: два-три.






Для любых предложений по сайту: [email protected]