Роль частиц в речи - Частицы в предложении и тексте - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Роль частиц в речи - Частицы в предложении и тексте - Предлог

Цели урока: расширять и углублять представление учащихся об коммуникативных возможностях частиц.


I. Роль частиц в речи (текст на с. 165, упр. 844 (1, 2), 847 (1, 2, 4))

После внимательного чтения текста на с. 165 попросим учеников устно составить вопросы по его содержанию и задать их одноклассникам.

По своему усмотрению учитель может предложить ученикам слабого класса ответить на следующие вопросы.

- Почему некоторые частицы занимают одно из первых мест среди наиболее употребительных слов в русском языке?

- В текстах каких функциональных разновидностей языка, функциональных стилей преимущественно используются частицы? Объясните почему.

- В текстах каких функциональных стилей использование большей части частиц было бы неуместно? Свою точку зрения обоснуйте.

Предоставим возможность желающим прочитать выразительно басню И.А. Крылова «Лисица и виноград» (упражнение 844) и поощрим тех учеников, кому удалось отразить характер персонажа, чьё чтение облегчит слушателям понимание морали («Когда хитрецу хочется что-то получить, но получить это невозможно, он пренебрежительно отзывается о своей цели, оправдывая свою неудачу тем, что не очень-то и хотел этого успеха»).

После этого учащиеся определяют роль частиц в речи персонажа: ну что ж (используется для выражения того, что персонаж вынужден смириться с создавшимся положением, и для выражения перехода к итоговому суждению), -то (выделяет слово, подчёркивая его значение для выражения мысли – «только с виду хорош»).

Прежде чем прозвучит выразительное чтение поэтических строк А. Фета, попросим семиклассников прочитать эти строки про себя, представить себе описанный поэтом пейзаж и определить основное настроение, которое нужно передать при чтении вслух (восхищение лирического героя красотой ночи, упоение тишиной и безмятежностью, разлитой в природе). Отметим чтение тех учеников, которым наиболее тонко удалось выразить эти чувства лирического героя, воссоздать в звучащих строках поэтический образ ночной природы. Анализируя систему использованных Фетом поэтических средств, ученики отметят восклицательные предложения как средство создания эмоциональности; анафорический повтор (в начале поэтических строк) определительного наречия как, обозначающего оценку действия и другого признака и выражающего восхищение лирического героя; инверсию; тропы: эпитет (серебристый лист), олицетворения (дремлет лист, безмятежно спит залив, не вздохнёт волна). После этого выслушаем высказывания учащихся в соответствии с заданиями 2 и 4.

По своему усмотрению для тренировки орфографических умений учащихся учитель может предложить закрыть учебники и использовать отрывок из стихотворения А. Фета для комментированного письма.


II. Сочинение-миниатюра (упр. 849)

После подробного обоснования выбора написания слов с пропусками и записи восстановленного текста из упражнения 849 ученики выразительно его читают. Семиклассники отметят многократное использование отрицательной частицы не, а также употребление частицы ни для усиления значения отрицания и укажут на важность использования этих частиц, а также приёма лексического повтора, приёма противопоставления для выражения мысли автора о невозможности почувствовать душу Москвы без созерцания её величественной панорамой с колокольни Ивана Великого.

Выслушаем высказывания учеников о достопримечательностях родного города, выделяющих его среди других городов России, о дорогих сердцу уголках, делающих этот город родным и любимым, и предложим написать сочинение-миниатюру в соответствии с заданием 3 упражнения.


Д. з.: 1) пересказ текста на с. 165; 2) упр. 844 (3) – подготовиться к письму по памяти; 3) индивидуальные задания – упр. 845, 847 (3) (см. примечание).

Примечание. Предложим поработать с каждым из упражнений двум-трём ученикам.






Для любых предложений по сайту: [email protected]