Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Различение грамматических омонимов (продолжение) – Омонимия слов разных частей речи - Трудные случаи разграничения языковых явлений
Цель урока: 1) совершенствовать умение учащихся опознавать и различать грамматические омонимы; 2) тренировать учащихся в правильном орфографическом и пунктуационном оформлении текста.
I. Различение грамматических омонимов (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 919, 920).
Проверим выполнение упражнения 916, разъясняя то, что оказалось для семиклассников непонятным, и выслушаем сообщение ученика об омонимии в изучаемом иностранном языке (индивидуальное домашнее задание).
После того как при выполнении упражнений 919 и 920 ученики составят словарные статьи, предложим им сверить свои записи со словарными статьями в словарике грамматических омонимов (часть 3 учебника).
II. Диктант «Проверяю себя» (упр. 924)
Прочитав приведённые в упражнении 924 тексты, ученики отметят, что они объединены общей темой – «Как растёт трава», но каждый из авторов наполняет текст своим содержанием, выражает свои мысли по выбранной теме. Автор первого текста рассказывает о том, что в тундре трава пробивается из земли за несколько часов, главная мысль второго текста – «Человек, увидевший, как рождается растение, будет беречь природу».
После работы с заданиями 1 и 2 упражнения предложим ребятам закрыть учебники и проведём по первому тексту диктант «Проверяю себя»: в процессе записи каждого из прочитанных учителем предложений ученики задают вопросы, если возникает сомнение в написании отдельных слов или в расстановке знаков препинания, и выслушивают объяснения одноклассников или учителя. Проследим, чтобы учащиеся правильно формулировали вопросы, например: «Какая гласная пишется в корне слова ростки?», «Выступает ли слово наконец в роли вводного слова?». Важно, чтобы семиклассники давали обоснованные ответы.
Задание 3 (сочинение-миниатюра) учитель предлагает по своему усмотрению.
Д. з.: в слабом классе - упр. 918, 923; в сильном классе – упр. 926.