Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Контрольная работа № 8 – диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года – Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи - Повторение изученного в 7 классе
Цель урока: 1) проверить орфографические, пунктуационные навыки учащихся, сформированные в 7 классе; 2) проверить умение учащихся проводить разные виды языкового анализа; 3) проверить умение учащихся создавать связное письменное высказывание, соответствующее заданному стилю и типу речи.
Высокий уровень подготовки
Примечание. Задание 7 оценивается отдельно двумя отметками.
Диктант
Летом наш старый дом просто утопал в зелени. Стоило хотя бы приоткрыть окно, и в комнату врывались ветки сирени. Даже в солнечные дни в квартире царил зелёный полумрак, потому что лучи не проникали сквозь густые заросли дикого винограда, оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.
Сразу за кустами сирени росли молоденькие деревца: черемуха, рябина, серебристый тополь. А над ними возвышалась могучая старая ветла, и её гибкие длинные ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.
Трудно было поверить, что дом наш в Москве, что в нескольких шагах от него шумит широкий проспект, мчатся автомобили и троллейбусы, автобусы и трамваи. А в доме стояла тишина. Удивительная, иногда даже неправдоподобная. Особенно ночью.
Но однажды ночью я услышал осторожный стук...
(115 слов.) (По Ю. Дмитриеву)
Задания
Задание 1. Найдите в первом предложении текста наречие и укажите его морфемный состав.
Задание 2. Из третьего предложения текста выпишите производный предлог и проведите его морфологический разбор.
Задание 3. В первом абзаце текста укажите все частицы.
Задание 4. Из второго предложения текста выпишите союз и проведите его морфологический разбор.
Задание 5. Составьте схему третьего предложения текста.
Задание 6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.
Задание 7. Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении текста.
Средний уровень подготовки
Примечания.
1. Задание 6 оценивается отдельно двумя отметками.
2. Попросим учеников оставить строчку перед записью текста, чтобы вписать заголовок при выполнении задания 1.
3. Сообщим о постановке двоеточия во втором и седьмом предложениях текста.
Диктант
_________________
Кот Мурзик живёт у лесника. Вообще-то он порядок знает: птиц не трогает, ловит только мышей. Но уж очень заманчиво висело на кончике ветки гнёздышко иволги. И решил кот полакомиться птенцами. Приметил гнездо и стал прохаживаться мимо.
Я мог бы, конечно, внушение коту сделать. Но потом решил: пусть попробует он подобраться к висящему на конце ветки гнезду и навсегда отучится даже думать о ловле птиц.
И вот этот разбойник решился. Добраться до сука, на котором висело гнёздышко, ему ничего не стоило. Пройти по толстому суку тоже было легко. Но когда Мурзик добрался до конца ветки, он почувствовал что-то неладное. Он ещё мог повернуть назад, но жадность победила осторожность. Кот слишком поздно понял, что он идёт в ловушку...
(117 слов.) (По Ю. Дмитриеву)
Задание 1. Озаглавьте текст.
Задание 2. В последнем предложении текста подчеркните наречия как члены предложения.
Задание 3. Укажите частицы, использованные в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев текста.
Задание 4. Из третьего предложения последнего абзаца текста (Пройти по толстому суку тоже было легко) выпишите союз и проведите его морфологический разбор.
Задание 5. Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания с предложным управлением.
Задание 6. Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении текста.