Причастные и деепричастные обороты - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Причастные и деепричастные обороты - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить сведения о строении причастных и деепричастных оборотов и их использовании в роли обособленных членов предложения; 2) тренировать в пунктуационном анализе предложений, осложнённых обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.


I. Образование и морфологические признаки причастий и деепричастий (повторение – проверка домашнего задания, упр. 160)

Попросим учеников восстановить схемы, показывающие образование причастий и деепричастий (упражнения 162 (1) и 163 (1)), по вариантам: I вариант – схему образования причастий и деепричастий от основы настоящего (будущего простого) времени глаголов, II вариант – схему образования причастий и деепричастий от основы инфинитива. Через три минуты ребята обменяются тетрадями и проверят работы друг друга.

Учащиеся, подготовившие в качестве индивидуального задания упражнения 169 и 170, делают сообщения о грамматических омонимах и омографах на основе данных в упражнениях примеров и диктуют одноклассникам словосочетания и предложения, составленные в соответствии с заданиями.

Выслушаем ответы отдельных учащихся по заданию 3 упражнения 158 и поощрим тех, кому удалось наиболее точно и ярко передать настроение, которым проникнуты поэтические строки, продемонстрировать владение техникой выразительного чтения.

Попросим ребят вспомнить, какие залоговые формы причастий могут иметь краткие формы и какими грамматическими признаками характеризуются краткие формы причастий.

В слабом классе поможем ребятам определить грамматические признаки слов, соответствующих приведённой в задании 1 упражнения 160 модели: ¬∩ована – это краткая форма страдательного причастия прошедшего времени, так как в нём присутствует суффикс глагола -ова- и суффикс краткой формы страдательных причастий прошедшего времени -н-; это невозвратное непереходное причастие, так как не имеет суффикса -ся и не может управлять существительным в винительном падеже без предлога (страдательные причастия образуются от переходных глаголов, но сами переходными не являются), причастие совершенного вида, так как образовано от глагола совершенного вида; окончание выражает значение единственного числа женского рода; в предложении краткая форма причастия будет выполнять роль сказуемого.

В случае затруднения учащихся при определении морфемного состава кратких причастий поможем им в этой работе: о-чар-ова-н-а, о-колд-ова-н-а, об-венч-а-н-а, за-ков-а-н-а – и дадим необходимые объяснения. Попросим учеников подчеркнуть причастия как члены предложения.


II. Причастные и деепричастные обороты (проверка выполнения упр. 159 - индивидуальное домашнее задание, упр.165, 173)

Организуя повторение, попросим семиклассников ответить на следующие вопросы.

• Как называются словосочетания, в которых причастия и деепричастия выступают в роли главных слов? Привести примеры подобных словосочетаний.

• При каких условиях причастные и деепричастные обороты используются в предложениях в роли обособленных членов?

Ученик, подготовивший дома в качестве индивидуального задания упражнение 159, продиктует одноклассникам предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом, объяснит постановку знаков препинания и в случае необходимости внесёт коррективы в ответ одноклассника, который по указанию учителя будет проводить его синтаксический разбор.

После того как учащиеся прочитают задание упражнения 165, попросим их определить различия в значении действительных и страдательных причастий. В слабом классе предложим воспользоваться следующей записью.

Изучающий маршрут турист – турист, который изучает маршрут.

Маршрут, изучаемый туристом – маршрут, который изучает турист.

Ещё раз обратим внимание учеников, что действительные причастия обозначают признак предмета, который сам создаёт своим действием этот признак, тогда как страдательные причастия обозначают признак предмета, на который направлено действие, то есть этот признак создаётся действием другого предмета.

В процессе работы с упражнением 165 учащиеся объясняют свой выбор залоговых форм причастий, а также называют границы причастных оборотов и проводят пунктуационный анализ предложений.

Пунктуационный и синтаксический анализ предложений, осложнённых обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, семиклассники проводят в ходе работы с упражнением 173. Задание проиллюстрировать текст выполняется по желанию.


III. Синтаксическая роль фразеологизмов с ключевым словом – глаголом (упр. 175)

Попросим семиклассников рассказать о том, что нужно учитывать при проведении синтаксического разбора предложения, в котором использован фразеологизм. Необходимо, чтобы в ответе на вопрос учащиеся отметили, что фразеологизмы, являясь нерасчленимыми сочетаниями слов, выполняют в предложении роль одного члена, и синтаксическая роль фразеологизма зависит от того, какой частью речи является ключевое слово.

В упражнении 175 приведены предложения, включающие в свой состав фразеологизмы с ключевым словом – глаголом, поэтому они выступят в роли простых глагольных сказуемых.

По своему усмотрению в сильном классе учитель может усложнить задание 2 упражнения 175: предложить учащимся включить в состав предложений с фразеологизмом в роли сказуемого обособленные члены, выраженные причастным или деепричастным оборотом.


Д. з.: упр. 161.

Резерв – упр. 174.






Для любых предложений по сайту: [email protected]