Правописание морфем (продолжение) - Орфография - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правописание морфем (продолжение) - Орфография - Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать в проведении этимологического анализа для определения правильного написания слов; 2) повторить и систематизировать сведения об орфограммах корня и тренировать учащихся в использовании способов определения правильного написания.


I. Разделы русской орфографии (повторение – проверка домашнего задания)

Один или несколько учеников расскажут об основных разделах орфографии, а затем учащиеся, подготовившие в качестве индивидуального задания упражнение 207, продиктуют одноклассникам составленные дома предложения с омофонами и в случае необходимости внесут коррективы в их устный анализ написания этих пар слов. Важно, чтобы в ответах учеников прозвучала мысль о том, что анализ омофонов уместен в орфографической работе, так как орфография регулирует правильное написание слов, а чтобы правильно написать одинаково звучащие слова, разные по значению, нужно сначала определить значения этих слов для подбора соответствующих проверочных родственных слов или словоформ.


II. Орфограммы корня. Использование этимологического анализа для определения правильного написания (упр. 211, 212 (1-3), 214)

Выполнив упражнение 211, учащиеся ещё раз убедятся, что этимологический анализ помогает определить написания, которые с позиций современного русского языка считаются непроверяемыми.

В процессе орфографического анализа текстов из упражнения 212 семиклассники вспомнят основные орфограммы корня. По своему усмотрению учитель может провести совместную работу по составлению схемы, обобщающей сведения о правописании корней, или предложить её в готовом виде (см. первый форзац учебника для пятого класса) и рекомендовать учащимся заполнить её примерами из текстов упражнения 212 и самостоятельно подобранными примерами.


Правописание корней

Гласные

Согласные

безударные проверяемые

безударные непроверяемые

череду-ющиеся

глухие - звонкие

непроизносимые

удвоенные


В процессе обсуждения стихотворных фрагментов (задание 3 упражнения) обратим внимание ребят на то, что утреннее пробуждение природы в пейзажных зарисовках А.С. Пушкина показано более динамично, чем в первых двух, и попросим их подумать, какими средствами это создаётся. В случае необходимости укажем на использование глаголов несовершенного вида в стихотворном фрагменте К. Ваншенкина, с одной стороны, и использование глаголов совершенного вида в поэтических строках А. Пушкина - с другой.

Прежде чем учащиеся приступят к работе с упражнением 213, попросим их объяснить и подтвердить примерами, почему необходимо различать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением, и слова с чередованием гласных в корне.

Напомним семиклассникам правило написания корня с чередованием -зар-/-зор-: «В корне -зар-/-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а:зάрево, зόрька – зарница, озарять. Исключения: зоревать, позоревать».


Д. з.: 1) упр. 215, 216; 2) индивидуальное задание – упр. 217.






Для любых предложений по сайту: [email protected]