Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись - Фонетика и орфоэпия - Разделы лингвистики

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись - Фонетика и орфоэпия - Разделы лингвистики

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения об орфоэпии как разделе лингвистики; 2) дать понятие о произносительных вариантах; 3) повторить сведения о звукописи и организовать наблюдение за использованием этого приёма в стихотворных текстах.


I. Звуки и буквы (повторение – фронтальный опрос, проверка домашнего задания)

Организуя повторение изученных на предыдущем уроке сведений, проведём фронтальный опрос.

В чём сходство и различие фонетики и орфоэпии?

Расскажите о принципиальных различиях звуков и букв.

После этой части фронтального опроса предложим выслушать сообщения учеников, подготовивших индивидуальные задания (упр. 15, 21).

В сильном классе проверим выполнение упражнения 17. Один из вариантов проверки – самопроверка по записи, предварительно сделанной на доске учителем: [зъпай'ут], [абй'этк'и], [уй'изв'ит'], [кан'эшнъ], [ръщ'исат'], [абй'ив'ит'].

В слабом классе проверим правильность проведения фонетического и орфоэпического разборов (дополнительное задание к упражнению 35).

Затем продолжим фронтальный опрос.

Какие слова называются омонимами?

Перечислите виды омонимов и расскажите о каждом из них.

Найдите в словарике омонимов три пары омофонов с безударными гласными в корне. Запишите их в тетрадь в составе словосочетаний, объясняя написание.

Учащиеся, работавшие дома с упражнением 31, анализируют приведённые примеры.


II. Орфоэпия как раздел лингвистики, регулирующий правильное произношение (упр. 22, 24, сообщение ученика по теме упр. 27; упр. 28)

В слабом классе поможем ребятам сформулировать главную мысль текста Михаила Викторовича Панова об орфоэпии. С этой целью после выразительного чтения текста проведём беседу по следующим вопросам:

• Какое произношение мы называем литературным? (Нормированное, то есть то, которое регулируется нормами – правилами произношения. Литературное произношение – правильное, образцовое произношение.)

• Как мы овладеваем литературным произношением?

• Как люди, чьё произношение является для нас образцом, - учитель в школе, радиодиктор, артист, -- учились правильному произношению?

В процессе беседы подведём учеников к примерно следующей формулировке главной мысли текста: «Чтобы овладеть литературным произношением, необходимо сознательно усваивать требования орфоэпии».

Ученикам сильного класса в случае затруднения при формулировании главной мысли можем предложить самостоятельно составить вопросы по тексту и задать их одноклассникам.

Один из возможных вариантов дальнейшей работы с упражнением 22 в слабом классе – до чтения задания 2 попросить учеников прочитать транскрипции, предварительно составленные на доске учителем ([пъстай´áнъ] [испóл'зуй'ь] [слъвар'и]), и найти в тексте слова, которым эти транскрипции соответствуют.

Попросим ребят подумать, какой орфоэпической трудностью объединены слова в упражнении 24 (произношение согласных перед е в словах иноязычного происхождения).

Учебная игра. Предупредим учеников, что после совместной (в слабом классе) или самостоятельной (в сильном классе) работы с орфоэпическим словарём (упражнение 24) будёт проведена учебная игра «Эстафета», и по её итогам определится ряд-победитель, ни один из представителей которого не подведёт свою команду - не ошибётся в ходе произнесения проанализированных слов «по цепочке».

Предоставим слово ученикам, подготовившим в качестве индивидуального задания упражнение 27. Проследим, чтобы в их сообщениях прозвучала следующая мысль: приведённые в упражнении стихотворные строки служат яркой иллюстрацией того, что со временем нормы русского языка (в данном случае орфоэпические) могут устаревать, и то произношение, которое когда-то считалось единственно возможным, в современном русском языке расценивается как ненормативное.

Результатом работы с упражнением 28 должно стать представление учащихся о том, что некоторые слова имеют варианты произношения, оба из которых считаются в равной степени правильными. Эта равноценность проиллюстрирована на рисунке, изображающем расположившиеся на чашах весов произносительные варианты слова творог. Обратим внимание ребят на то, что чаши весов находятся в равновесии.

Предложим семиклассникам найти в орфоэпическом словаре слова, которые имеют произносительные варианты (дефис ([д'] и [д]), форма вин. пад. существительного изба: ѝзбу и избý;копеечный ([ч'н] и [шн]); одноврѐменно и одновремѐнно; не с формами прошедшего времени глагола пить: нѐ пил и не пѝл, не пилá; нѐ пило и не пѝло, нѐ пили и не пѝли). Подчеркнём, что равноценные произносительные варианты нужно отличать от тех, которые сопровождаются пометой доп., указывающей на предпочтительность одного из них.

III. Звукопись в художественном тексте (сообщение учащегося, упр. 33 (1, 2 – работа с первым отрывком))

Предоставим две-три минуты ученику, подготовившему сообщение о звукописи, а затем предложим ребятам подготовить выразительное чтение приведённых в упражнении 33 стихотворных строк и объяснить, как использована в них звукопись – приём, обеспечивающий соответствие звучания фразы изображаемой картине.

После этого попросим учащихся списать первый стихотворный текст, выделяя морфемы с пропуском букв и объясняя их написание.


Д. з.: 1) упр. 34 (устно); 2) упр. 32; 3) для учеников, успевающих на «4» и «5», - упр. 33 (3) (один-два примера).

Резерв – упр. 23.

Подготовим семиклассников к работе с упражнением 23: чтобы высказывания учеников были обдуманными и точными в отношении используемых терминов, предложим им ещё раз прочитать образец рассуждения в плане орфоэпического разбора слова (часть 3 учебника).






Для любых предложений по сайту: [email protected]