Правильное употребление имён существительных (продолжение) - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление имён существительных (продолжение) - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить и расширить сведения о типах лексических ошибок; 2) совершенствовать умение учащихся определять характер лексических ошибок и редактировать текст.


I. Правильное произношение имён существительных. Грамматические нормы (проверка домашнего задания, текст на с. 117, упр. 300, 301)

Несколько учащихся поочерёдно правильно произносят слова из упражнения 294, а затем по предварительно сделанной на доске учителем записи – слова из упражнения 287 без помет произношения и ударения. После этого семиклассники выслушают сообщения учеников, подготовивших индивидуальные задания (упражнения 293 и 297), и прочитают составленные в соответствии с заданием упражнения 299 предложения.

После того как ребята внимательно прочитают текст на с. 117, определим объём задания упражнения: предложим поставить указанные существительные только в форму творительного падежа и на основании этого сделать вывод об особенностях образования этой формы у перечисленных слов.

Проследим, чтобы в процессе анализа примеров с нарушениями синтаксических норм учащиеся строили свои ответы правильно, например: «1) Нарушены грамматические (морфологические) нормы: неправильно образована форма винительного падежа единственного числа существительного туфля, правильно -- одну туфлю; 2) Нарушены синтаксические нормы: прилагательное авторитетный должно быть согласовано с несклоняемым существительным жюри в среднем роде -- авторитетное жюри; глагол-сказуемое признать также должен стоять в среднем роде; 3) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма множественного числа родительного падежа существительного патрон; правильно – патронов; 4) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма множественного числа творительного падежа разносклоняемого существительного пламя; правильно – за пламенем; 5) Нарушены нормы согласования (синтаксические нормы): прилагательное вкусный должно быть согласовано с существительным картофель в мужском роде; правильно – вкусный картофель; 6) Нарушены нормы согласования (синтаксические нормы): прилагательное новый должно быть согласовано с существительным шампунь в мужском роде; правильно – новым шампунем; 7) Нарушены морфологические нормы: неправильно образована форма творительного падежа существительного овощ, причиной чего оказалась ошибочная отнесённость этого существительного к женскому роду – на это указывает использование в придаточном предложении местоимения она; правильно: Любым овощем нужно заниматься, чтобы он вырос на грядке».


II. Лексические нормы (задания на с. 117, упр. 302, 305, 306)

После того как ребята выполнят задания на с. 117, привлечём их внимание к иллюстрациям на с. 118 и 119 и попросим определить характер допущенной в приведённом примере ошибки.

Предоставим возможность учащимся сильного класса самостоятельно определить, какие лексические ошибки допущены в предложениях, показать это в тетрадях с помощью цифр, ориентируясь на нумерацию ошибок в тексте на с. 118, а затем сверить с записью на доске, сделанной учителем: неправильный выбор слова (1) – предложения 2, 3, 5, 7, 8; нарушение требования лексической сочетаемости (2) – 1; тавтология (3) -- 9; неоправданное использование однокоренных слов (4) – 4; употребление слов-паразитов (6) – 6. После того как ребята сверят записи, предложим им самостоятельно внести редакторскую правку и затем проведём совместную проверку.

Распределим задание упражнения 305 между группами учащихся (по три предложения для каждого ряда) и в ходе проверки предложим провести устный анализ предложений ученикам, которые с ними работали, а остальным – записать те предложения, которые будут анализировать представители других рядов. В результате у каждого ученика будет примерно такая запись: 1) Мне бы хотелось совершить подвиг. 2) Природа – это волшебный мир. 3) Илья Муромец набрался сил и пошёл на врага. 4) За кустом что-то забелело. 5) На картине В. Серова изображена девушка. 6) Музыка П.И. Чайковского до сих пор притягивает сердца людей. 7) Недалеко от парка расположился дворец. 8) Раздался сигнал, и рабочие пошли обедать. 9) Миша встал, надел рубашку и штаны.

Задание упражнения 306 также можно распределить по группам: учащиеся I варианта работают с первой строкой, учащиеся II варианта – со второй, а затем выслушивают сообщения друг друга и записывают подготовленные одноклассниками примеры в тетради.


Д. з.: 1) пересказ текста на с. 118; 2) упр. 303.

Резерв – упр. 304.

Предложим семиклассникам в процессе совместной работы последовательно анализировать предложения ученического сочинения, приведённого в упражнении 304, и записывать их, внося редакторскую правку, например: Арина каждый день делала гимнастику у открытого окна. Она очень хотела стать фигуристкой, но даже не подозревала, что фигурное катание требует упорной тренировки. Девочка прекрасно танцевала и отлично каталась на коньках. Но когда она решила записаться в секцию, оказалось, что детей тренируют с пяти лет, а ей было уже тринадцать. Она обиделась, тряхнула чёлкой и ушла.






Для любых предложений по сайту: [email protected]