Правильное употребление имён числительных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление имён числительных - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) тренировать навык использования орфоэпического словаря для определения правильного произношения имён числительных; 2) совершенствовать умение учащихся образовывать падежные формы числительных.


I. Правильное употребление имён прилагательных (повторение – проверка домашнего задания, упр. 317, упр. 318)

Предложим отдельным учащимся произнести правильно прилагательные из упражнения 310, а затем организуем хоровое проговаривание этих слов по рядам. После этого ребята объяснят значения использованных в предложениях упражнения 316 паронимов и особенности их употребления.

Распределим задание упражнения 317 между тремя группами учащихся (по рядам), а затем попросим представителей каждого ряда объяснить значение паронимов, с которыми они работали, и продиктовать одноклассникам составленные словосочетания. По итогам работы ещё раз подведём ребят к выводу о необходимости использовать слова в точном соответствии с их значениями и с учётом требования лексической сочетаемости.

В процессе рассмотрения репродукции картины С. Ю. Жуковского «Перед террасой» проведём беседу по вопросам, приведённым в упражнении 318, и поможем ребятам устно описать изображённые на ней предметы с использованием приведённых пар однокоренных слов.


II. Правильное употребление имён числительных. Орфоэпические нормы (упр. 319, 320)

Учитель отчётливо произносит несколько раз приведённые в упражнении 319 числительные, предварительно нацелив учеников на внимательное отношение к их звучанию, и предлагает им произнести эти числительные, а затем затранскрибировать и сверить с транскрипцией, приведённой в словарике «Говорите правильно», и с записями, сделанными на доске отдельными учащимися: [шэс'т'], [с'эм'], [вос'им'], [шыснάцът'], [шыс'д'ис'άт], [шысот], [с'им'сот].

В слабом классе вынесем на доску падежные формы числительных 60, 600, 700 и организуем их отчётливое хоровое проговаривание, а затем оставим названия падежей и попросим отдельных учеников просклонять каждое из приведённых числительных (по одному слову).

Распределим задание упражнения 320 между группами учеников (по рядам): каждая группа (ряд) составляет предложения, используя правильные варианты падежных форм числительных в сочетании с одним из числительных.


III. Грамматические нормы (упр. 321 (1), 322, 323 (1) устно, 324 (предложения 1 – 5))

Прежде чем учащиеся приступят к выполнению задания 1 упражнения 321, обратим их внимание на информацию в задании 2 и также напомним, что при обозначении словами чисел, начинающихся с тысячи, слово «один» не произносится: тысяча двести одиннадцать (а не «одна тысяча двести одиннадцать»). По своему усмотрению учитель может предложить ребятам не только чётко и правильно устно просклонять приведённые в упражнении числительные, но и записать их в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежа.

В случае затруднения учащихся слабого класса при склонении приведённых в упражнении 321 порядковых числительных напомним, что при склонении составных порядковых числительных изменяется только последняя часть: в две тысячи шестом году.

В сильном классе дополним задание упражнения 322 заданием просклонять устно и письменно число, называющее год рождения ученика.

Выслушаем высказывания учащихся по заданию 1 упражнения 323 и в случае необходимости подведём ребят к выводу о том, что лингвистический смысл рисунка состоит в указании на сложность склонения составных количественных числительных.

Прежде чем семиклассники приступят к работе с упражнением 324, попросим их вспомнить, в чём состоят особенности употребления числительных оба, обе. В слабом классе в случае необходимости напомним, что в сочетании с существительными мужского и среднего рода употребляется числительное оба, а в сочетании с существительными женского рода – числительноеобе. Объясним, что в связи с такими особенностями эти числительные не могут сочетаться с существительными, которые не имеют единственного числа (например, ворота, ножницы).

Д. з.: 1) упр. 321 (2); 2) упр. 324 (предложения 6 – 9); 3) по желанию – упр. 323 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]