Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением - Текст как произведение речи - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением - Текст как произведение речи - Текстоведение

Урок 46. Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением


Цель урока: 1) повторить сведения о текстоведении как разделе лингвистики и о тексте как речевом произведении; 2) расширить и углубить представление об этапах работы по созданию текста.


I. Текстоведение как раздел лингвистики (повторение – эпиграф к § 9, вопросы и задания на с. 136)

Попросим учащихся выразительно прочитать эпиграф к § 9 и ответить на следующие вопросы.

- Что лингвист называет сокровищницей языка? (Совокупность созданных мастерами слова изобразительно-выразительных средств.)

- Помогает ли нам это высказывание понять, как сделать свою речь богаче? (Да, нужно стремиться использовать в своей речи существующие в языке богатства.)

- Где мы можем черпать эти богатства? (В текстах художественных произведений, созданных лучшими мастерами слова.)

Обсудив содержание эпиграфа, попросим учеников ответить на вопросы на с. 136 и проследим, чтобы в их ответах прозвучали следующие мысли: «В разделе текстоведение изучаются тексты как связные речевые произведения: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений. Основные признаки текста – единство темы и наличие главной мысли, относительная законченность, последовательность раскрытия темы, грамматическая связь предложений (в тексте должно быть достаточно связанных между собой по смыслу и грамматически предложений, чтобы раскрыть его тему и выразить главную мысль, и они должны быть расположены в определённой последовательности, которая соответствует логике рассуждения, повествования, описания и главной мысли текста)».


II. Текст как произведение речи (упр. 359, 360)

В слабом классе учитель может по своему усмотрению заменить задание 1 упражнения 359 пересказать текст беседой по его содержанию по следующим вопросам: Для чего нужны языковые средства – единицы языка? Какими языковыми средствами мы пользуемся при общении? Какими свойствами должна обладать хорошая речь? Что такое текст? Что изучает текстоведение?

После того как ученики прочитают текст в упражнении 360, предоставим возможность высказаться тем ребятам (по желанию), кому известны подобные описанному в тексте случаи дружбы животных (из художественных произведений или по личному опыту).

Организуя совместное проведение текстоведческого анализа, поможем семиклассникам составить высказывание примерно следующего содержания: «Тема текста – «Дружба медведя с котом», идея – «Несмотря на то что медведи и семейство кошачьих являются врагами, между отдельными представителями этих хищников может завязаться настоящая дружба». В этом тексте использованы все типы речи, так как в нём рассказывается о том, что происходит в Берлинском зоопарке: о зарождении дружбы медведя и кота, её развитии; описывается поведение животных по отношению друг к другу; автор статьи размышляет о невозможности такой ситуации в дикой природе, о дальнейшей судьбе участников событий. Стиль текста художественно-публицистический: автор в рамках журнальной статьи стремится воздействовать на чувства читателя: убедить его в возможности дружбы между отдельными представителями хищников, вызвать удивление происходящим. В статье описан конкретный случай, ярко и образно обрисованы поведение животных и чувства посетителей зоопарка. Для характеристики персонажей автор использует лексические средства выразительности – контекстные синонимы: бурый медведь – огромный медведь – косолапый сосед – хозяин вольера; чёрный кот – товарищ – чёрный питомец». Чтобы привлечь внимание читателя именно к этой журнальной статье, необходим такой заголовок, который может вызвать интерес, например «Невероятная дружба», «Дружба вопреки вражде».

Поможем учащимся слабого класса составить схему, показывающую группы орфограмм-гласных.

Безударные гласные в корне слова

· проверяемые ударением

· не проверяемые ударением

· чередующиеся

После того как ребята справятся с заданием 2 упражнения, попросим учеников сильного класса записать по три-пять своих примеров в каждый столбик, а для учеников слабого класса првоедём распределительный диктант.

Задание. Распределить в столбики таблицы, составленной при выполнении упражнения 360, следующие слова.

Разгорелся, объявить, коридор, разбирающийся, винегрет, расстелить, сиреневый, паяльник, багряный, закаляться, иней, отказаться.


III. Этапы создания текста (задания на с. 138 – 139)

Проведём совместную работу с заданиями перед текстом на с. 138–139 и первым заданием после текста, а затем предоставим учащимся 7—10 минут для самостоятельного составления тезисного плана и подготовки пересказа (второе задание после текста).

По своему усмотрению на этом уроке учитель может предоставить возможность ученикам слабого класса пересказать текст по частям («по цепочке»).

Готовя учащихся к выполнению упражнения 364, проведём совместную работу по подбору ключевых слов с одной из тем, например, с первой – «Мне подарили щенка». Постараемся, чтобы ребята поняли: ключевые слова должны способствовать выражению главной мысли текста, поэтому прежде всего нужно определить замысел текста.

Предположим, нужно донести до читателя мысль о том, что щенок был давней мечтой автора создаваемого текста, который хотел сам вырастить и воспитать маленького щенка, чтобы тот стал настоящим другом. Тогда ключевые слова могут быть такими: мечтал, обещали, День рождения, радость, забавный, неуклюжий, смешной, беспомощный, воспитывать, обучать, заниматься, лучший друг, замечательный, счастливый день.

Если автор стремится выразить мысль о том, что подаренный щенок очень красивый, а кроме того будет весёлым товарищем в играх, то список ключевых слов изменится: живой подарок,заливистый лай, шелковистая шёрстка, мягкие уши, тёмные блестящие глаза, умный взгляд, широкие лапы, забавный хвостик, весёлый характер, любит играть, прыгать, подаёт лапу, приносит палку, очень счастлив, буду гулять, прекрасный товарищ.

После этого предложим ребятам выбрать одну из тем и самостоятельно провести аналогичную работу.


Д. з.: 1) пересказ текста на с. 138 – 139; 2) на выбор: упр. 361 или 365; 3) по желанию – 363 (1, 2); 4) индивидуальные задания – упр. 363 (3), 362 (2) (см. примечание).

Примечание. Распределим задание между тремя учениками: каждый подбирает по два текста указанного учителем типа речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]