Местоименные наречия - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Местоименные наречия - Разряды наречий по значению - Текстоведение

Цель урока: формировать представление о местоименных наречиях.


I. Разряды наречий по значению (повторение – проверка домашнего задания, упр. 498 (устно))

Предоставим учащимся возможность в течение одной-двух минут повторить содержание таблицы на с. 8, а затем по памяти записать названия разрядов наречий и вопросы к наречиям каждого разряда, оставляя место (две-три строки) для записи примеров. После этого предложим семиклассникам проверить свои записи по учебнику и проведём распределительный диктант: продиктуем примеры из таблицы в произвольном порядке. По итогам работы проводится самопроверка – ребята определяют, удалось ли им правильно воспроизвести орфографический облик наречий и определить их принадлежность к определённому разряду, и анализируют ошибки.

Предложим желающим прочитать составленные (в слабом классе) или выписанные из произведений художественной литературы (в сильном классе) предложения, выделим из них наиболее интересные по содержанию (использованной грамматической конструкции, пунктуационному оформлению) и попросим продиктовать их одноклассникам.

По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам выполнить задание упражнения 498 устно.


II. Местоименные наречия (текст на с. 11, упр. 499, 500, 502)

После того как учащиеся внимательно прочитают текст на с. 11, предложим им составить по его содержанию вопросы, задать их одноклассникам и в случае необходимости внести коррективы в их ответы.

В слабом классе учитель по своему усмотрению может предложить ребятам готовые вопросы, например: Какова особенность общего грамматического значения местоименных наречий? (На каком основании выделяется группа местоименных наречий? Почему местоименные наречия так называются?) Почему местоименные наречия, которые указывают на признак действия, нельзя считать местоимениями? На какие группы делятся местоименные наречия? В какой роли могут быть использованы вопросительно-относительные местоименные наречия?

Учебная игра. Работу с упражнением 499 можно провести в форме игры «Кто больше?»: за отведённое время (десять минут) учащиеся записывают наречия в соответствии с заданием, а затем выявляются победители (шесть и более), которые помогают одноклассникам дополнить записи (до трёх – пяти) по каждому вопросу.

Определим, кому из учащихся удалось наиболее выразительно прочитать приведённые в упражнении 500 строки А. С. Пушкина (задание 1), а затем проведём совместную работу с заданием 2.

Начнём работу с упражнением 502 с выразительного чтения текста М.М. Пришвина, после чего попросим ребят перечитать текст про себя, подсчитывая количество наречий, и сверить с числом, названным учителем (семь). В качестве дополнительной части задания 1 предложим учащимся указать морфемный состав наречий.

После беседы по вопросам задания 2 предоставим учащимся возможность самостоятельно поработать с третьим заданием и затем желающим – прочитать свои сочинения-миниатюры.


Д. з.: 1) подробный пересказ текста на с 11; 2) упр. 503, 506 (см. примечание).

Примечание. Определим количество предложений, которые необходимо составить в соответствии с заданием упражнения 506 – 3 – 5 (на усмотрение ученика).

Резерв – упр. 497.






Для любых предложений по сайту: [email protected]