Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение) - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение) - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) формировать представление о правилах слитного, раздельного и дефисного написания наречий; 2) тренировать учащихся в написании наречий; 3) отрабатывать умение учащихся строить устное и письменное высказывание.


I. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 537, 539, 530)

Предложим семиклассникам перечитать наречия из упражнения 532, закрыть книги и написать предупредительный распределительный диктант с дополнительным заданием: включить наречие в состав словосочетания (учитель использует наречия из упражнения 532 и текста на с. 26 – 27, читая их в произвольном порядке).

Задание. Объясните написание наречия, включите его в состав словосочетания и запишите это словосочетание в один из столбиков: 1) слитное написание наречий; 2) раздельное написание наречий.

Образец ответа. Наречие вблизи пишется слитно. Расположиться вблизи – это словосочетание записываем в первый столбик.

После проведения обучающей работы предоставим учащимся возможность ещё раз внимательно перечитать свои записи, проверить их по учебнику и дополнить столбики словосочетаниями, составленными в соответствии с заданием 2 упражнения 537. По окончании работы порекомендуем ученикам в течение одной-двух минут заучить приведённые в упражнении 532 наречия, которые пишутся слитно (слова из первой группы) и произнести их по памяти.

Распределим задание упражнения 539 по группам (по рядам) – группа (ряд) работает с наречиями под цифрами 1-2, или 3–4, или 5–6 (по указанию учителя)и отведём на работу со словарями 2-3 минуты и выслушаем устные ответы учащихся, после чего попросим закрыть учебники и проведём взаимодиктант: представители рядов по памяти называют наречия в составе словосочетаний, объясняя их написание, а одноклассники записывают эти словосочетания в тетради.


II. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий (повторение – упр. 525)

Семиклассники выразительно читают высказывание Л. Н. Андреева о необходимости бережного отношения к языку как национальному достоянию, как выражению души народа, всего лучшего и ценного, чем владеют люди, для которых этот язык родной, и излагают своё понимание смысла этого высказывания. После этого предоставим ученикам одну-две минуты для подготовки выразительного чтения наизусть, выслушаем желающих и предложим записать это высказывание по памяти, после чего проверить свою запись и провести морфологический разбор наречий в простой форме сравнительной степени: 1 ряд – наречия осторожнее, 2 ряд – нежнее, 3 ряд – любовнее. Затем проводится совместная проверка.


III. Сочинение-миниатюра (упр. 536)

В процессе записи четверостишия С. Маршака (упражнение 536) и объяснения выбора написания слов в пропусками попросим семиклассников назвать те разносклоняемые имена существительные, в падежных формах которых (кроме форм именительного и винительного падежа) есть суффикс -ен-. Предложим записать по одной падежной форме каждого из этих разносклоняемых существительных и подчеркнуть гласную в суффиксе.

Предоставим учащимся возможность поработать с заданием 2 самостоятельно (без предварительного обсуждения), а потом предложим прочитать свои высказывания отдельных учащихся (по желанию).


Д. з.: 1) упр. 530; 2) повторить написание наречий из упр. 537, 539; 3) индивидуальные задания – упр. 535 (1, 2 - см. примечание 1), 538, 525 (см. примечание 2).

Примечания.

1. При определении в качестве индивидуального задания упражнений 535 (1, 2)-538 прежде всего учитываем желание учащихся. Задания 1, 2 упражнения 535 распределим между двумя учениками.

2. Задание упражнения 525 распределим между четырьмя сильными учениками (каждый работает с парой грамматических омонимов).

Резерв – упр. 540.






Для любых предложений по сайту: [email protected]