Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» (продолжение) - Правописание наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» (продолжение) - Правописание наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о правописании наречий; 2) отрабатывать умение применять соответствующие способы действия при выборе написания наречий; 3) тренировать учащихся в проведении разных видов грамматического разбора наречий.


I. Группы орфографических правил, связанных с написанием наречий (повторение - проверка домашнего задания)

Попросим одного из учеников перечислить группы орфографических правил, связанных с написанием наречий. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам заполнить пропуски в предварительно вынесенной на доску таблице, например:


Правописание наречий

Слитное, раздельное и дефисное написание

...

Употребление ь

• Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

...

• ...

Неудобно, неуклюже, вовсе не интересно; не смешно, а глупо.

• ...

Ветреный → ветрено; временный → временно.

• Суффиксы , на конце наречий

...

• ...

...

...

...


II. Правописание гласных и согласных в морфемах наречий. Употребление ь на конце наречий после шипящих (объяснительный диктант)

Попросим учащихся назвать условия выбора гласных и согласных в морфемах наречий и рассказать о написании ь на конце наречий после шипящих, после чего проведём объяснительный диктант.

Задание. Запишите словосочетания, объясняя выбор написания наречий.

Сначала уберите комнату, чётко проговорить, благополучно прибыть, сразу исчезнет, издавна повелось, особенно приятно, сплошь заросли травой, непременно заметит, точь-в-точь наш Рекс, неожиданно показался из-за угла, постелить сверху, выйти навстречу, зорко стережёт, неуклюже поклониться, держаться раскрепощено, распахнуть настежь, торжественно преподнести.


III. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение – проверка домашнего задания, предупредительный творческий словарный диктант, упр. 557)

Выслушаем высказывания семиклассников на основе содержания двух первых столбцов приведённой в упражнении 561 таблицы, а затем проведём предупредительный творческий словарный диктант на основе орфографического минимума (упражнение 532). Ребята закрывают учебники, а учитель называет наречия в произвольном порядке.

Задание. Объясните написание наречий и запишите их в составе словосочетаний.

В слабом классе в случае затруднения учащихся в подборе соответствующего глагола, существительного или сочетания слов, учитель по своему усмотрению может предоставить дополнительную возможность воспользоваться словами для справок, предварительно вынесенными на доску.

Слова для справок. Раскинуться, обнаружить, прийти, отправиться, попасть, спрашивать, действовать, отвечать, застать, задуматься, заметить, мыслить, разорить, держаться, смотреть, заглядывать, игра, продукты, рубашка, купить, стоять, рассказать, работать всю ночь, вскапывать грядки, дожидаться, явиться, убежать, проспать, брать всё, пропасть, убеждать, смеяться, разговаривать, трудиться, крикнуть, нужно, наесться, забить, уехать, вернуться, торчать, взять работу, хватать мысль, взять, остановиться, поздороваться, проскользнуть, знать стихотворение, пробраться, работать, принять решение, налететь.

После того как семиклассники перечислят условия выбора дефисного написания наречий, проведём распределительный диктант на основе материала упражнения 557 (повторение) и попросим учеников дополнить каждый столбик, продиктовав им примеры из упражнения 561.


Д. з.: 1) внимательно проверить записи в тетради, сделанные на двух последних уроках; 2) упр. 589.






Для любых предложений по сайту: [email protected]