Лексические нормы - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Лексические нормы - Культура речи. Правильное употребление наречий - Текстоведение

Цели урока: 1) расширять и углублять представление учащихся о видах речевых ошибок; 2) тренировать учеников в правильном, точном и уместном словоупотреблении; 3) развивать умение редактировать предложения с нарушением лексических норм.


I. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий (повторение – проверка домашнего задания)

Проведём объяснительный взаимодиктант: учащиеся поочерёдно диктуют одноклассникам наречия из составленного дома списка (по одному слову) и при необходимости вносят коррективы в объяснение, которое дают ученики в процессе записи. Можно провести эту работу «по цепочке»: первый ученик диктует наречие и называет одноклассника, который должен объяснить выбор написания этого слова, второй ученик даёт необходимые объяснения и называет следующее наречие и имя одноклассника, который даст обоснование выбора написания, и т. д.


II. Лексические нормы (упр. 632, 634, 635 (1) - 638)

В процессе работы с упражнением 632 закрепляется представление учащихся о необходимости различать паронимы и использовать слова в точном соответствии с их лексическим значением и с учётом требования лексической сочетаемости.

Важно, чтобы семиклассники осмыслили различия в общем грамматическом значении слов, восстанавливающих целостность приведённых в задании 1 предложений, и обосновали отнесённость использованного М. Лермонтовым для обозначения душевного состояния персонажа слова совестно к словам категории состояния.

Предоставим возможность ученикам слабого класса при выполнении упражнения воспользоваться словами для справок (слова даём в произвольном порядке): вежливо, срочно, активно, кратко, наотрез.

Результатом работы с заданием 1 упражнения 635 должен стать вывод учащихся о том, что использование в речи фразеологизмов должно отвечать таким требованиям речи, как уместность и точность: фразеологизмы, как и слова, необходимо использовать в соответствии с их точным значением, требованием лексической сочетаемости и стилистической окраской.

Поможем семиклассникам в случае необходимости при выполнении упражнения 636 определить характер ошибок: использование слова без учёта его точного лексического значения (в предложениях 1, 4, 5, 7); нарушение требования лексической сочетаемости (3, 6); использование слова без учёта его стилистической окраски (2). Укажем также на нарушение логики в предложении 7.

Организуя наблюдение за работой классиков литературы над использованием слова в художественном произведении (упражнение 637), обратим внимание учащихся на стремление авторов выбрать для создания художественного образа из всего богатства и многообразия языковых средств наиболее точного, яркого, стилистически оправданного слова (1, 3, 4, 5), наиболее ёмкой и выразительной синтаксической конструкции (2).

Важно, чтобы в процессе редактирования приведённых в упражнении 638 примеров ученики пришли к выводу, что речевая избыточность, если она не используется как приём с особой стилистической задачей, является речевой ошибкой и, таким образом, в речи недопустимо неоправданное дублирование смысла.

По своему усмотрению в сильном классе учитель может использовать термины плеоназм и тавтология.


Д. з.: 1) упр. 633 (см. примечание); 2) индивидуальное задание – упр. 639; 3) по желанию – упр. 635 (2).

Примечание. В слабом классе заменим задание составить инструкцию заданием списать текст и подробно его пересказать.






Для любых предложений по сайту: [email protected]