Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф. Юона Конец зимы. Полдень - ЧАСТИЦА
Цели: закрепить орфографические навыки раздельного и дефисного написания частиц; развивать навыки монологической речи, навыки описания произведения живописи.
Методические приемы: лингвистический разбор, игровая ситуация, составление плана, устное описание картины.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о случаях раздельного и дефисного написания частиц.
2. Упражнение 379: двое учеников на доске записывают свои предложения с то.
3. Упражнение 381: проверка по цепочке.
II. Подготовка к устному сочинению по картине К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”
1. Рассматривание иллюстрации на вклейке учебника.
2. Обозначение игровой ситуации.
Задание (по упражнению 382): попробовать себя в роли телеведущего.
3. Сбор материала для выступления.
Ученики высказывают свои впечатления о картине, предлагают свои линии развития “телепередачи”.
4. Составление планов выступлений или сценариев (у каждого может быть свой, оригинальный план).
5. Написание черновиков.
III. Устные сочинения-выступления
Примерное начало сценария “телепередачи” из цикла “Времена года”:
После заставки камера показывает февральский пейзаж, похожий на тот, который изображен на картине К.Ф. Юона. Звучит музыка из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.
Изображение меняется: перед зрителями во весь экран картина К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”. Камера отъезжает, показывая ведущего, стоящего рядом с картиной.
Ведущий. Этот февральский день на картине Константина Федоровича Юона может в самый жаркий июльский полдень перенести нас в другой полдень - в спокойную и радостную прохладу наступающей весны.
Зима сдает свои позиции: это видно по глубоким следам на уже подтаявшем снегу, по длинным, чуть розоватым теням, по легкой дымке, окутавшей деревья, готовые к встрече весны...
IV. Обсуждение выступлений
Домашнее задание
1. § 66 - самостоятельное изучение теоретического материала.
2. Упражнение 384.