Междометия и другие части речи - МЕЖДОМЕТИЕ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Междометия и другие части речи - МЕЖДОМЕТИЕ

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.

К...манда стояла (на)смерть но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III. Анализ предложений

- Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1) О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)

Комментарии. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлог. В третьем - междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.)

Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

О го-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов.

(Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

2. Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что “по-английски” кошка, например, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.

- Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

- Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)

- Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3. Анализ текста.

- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.

К чему (бы) (не, ни) готовил свое подразделение Блохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож...дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тивники лиш... мельканье в глазах да “вжик-вжик” в ушах.

Комментарий. К чему бы ни готовил свое подразделение Блохин, такого соперника ни он, ни его игроки явно не ожидали. Да и кто ожидал-то? Вот уж воистину неистовые противники - лишь мельканье в глазах да “вжик-вжик” в ушах.

Обратим особое внимание на разнообразие частиц (и формообразующих, и смысловых), предлогов, союзов и звукоподражательное слово. Оно выступает в роли существительного-подлежащего. Об этой роли звукоподражательного слова говорит, в частности, однородное с ним подлежащее мельканье.

4. Разбор предложений.

Бокал сказал “дзинь!” и разбился.

А щука бух в воду!

Ночью на болоте слышно только лягушачье ква-ква.

Комментарий. Звукоподражательные слова выступают в роли различных членов предложения: “дзинь!” - в роли дополнения, бух - в роли сказуемого, ква-ква - в роли подлежащего.

5. Вывод.

Звукоподражательные слова, в отличие от междометий, не выражают чувств, настроений, побуждений, они лишь передают звуки окружающего мира. Звукоподражательные слова обычно выступают в роли каких-либо членов предложения.

Домашнее задание

Выписать из художественных произведений предложения с междометиями; выучить фрагменты стихотворений с междометиями наизусть.






Для любых предложений по сайту: [email protected]