Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Причастие как часть речи - ПРИЧАСТИЕ
Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение сочинений (по 1-2 сочинения на каждую тему).
II. Объяснение темы “Причастие как часть речи”
Слово учителя.
Мы продолжаем изучение большой темы - “Морфология и орфография”. В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение - и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи - глагол. Именно с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство - в несомненной связи с глаголом.
Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.
Итак, начинаем новую тему - “Причастие”.
Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.
III. Работа с учебником
1. Чтение § 9 (с. 24).
2. Обсуждение вопросов.
Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.
Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.
- Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)
- Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.)
В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором - определение-причастие.
- В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо ши тот, с которым делают (сделали) что-либо.)
Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.
Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод - причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.
2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причасти, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.
Дополнительный вопрос:
- Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему?
Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.
3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих.
4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 и его обсуждение.
5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).
Домашнее задание
1. § 9.
2. Упражнение 57.
3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.